Вопрос внеочередного предоставления жилья при увольнении по здоровью, предельному возрасту и ОШМ на форуме много раз обсуждался, но окзался разбросанным по многим темам.
Создание отдельной темы этот пробел постепенно устранит...
Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80
"О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации"
(с изменениями от 20 августа 2008 г., 13 октября 2009 г.)
12. Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.*(10) Указанным военнослужащим
при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
1. РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 4.06.2001Г. № ВКПИ 01-40
HTTP://WWW.VOENNOEPRAVO.RU/NODE/1160
По жалобе подполковника Баранова А.А. на пункт 12 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее "Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000года № 80.
Верховный Суд Российской Федерации
в лице судьи Верховного Суда РФ генерал- лейтенанта - юстиции Яськина В.А., при секретаре старшем лейтенанте юстиции Бизнасюке А.С., с участием представителя заявителя адвоката Гандзюка В.В., представителя ответчика подполковника Савина М.Н. и помощника Главного военного прокурора полковника юстиции Милованова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе подполковника Баранова А.А. на пункт 12 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее "Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000года №80,
установил:
15 февраля 2000 года Министр обороны РФ издал приказ №80, которым утвердил Инструкцию. Пунктом 12 этой Инструкции предусмотрено, что военнослужащим, прослужившим не менее 10 лет и нуждающимся в улучшении жилищных условий при увольнении с военной службы по возрасту, состоянию здоровья или организационно-штатным мероприятиям жилые помещения предоставляются вне очереди.
Согласно последнему предложению пункта 40 Инструкции, военнослужащим, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.
Заявитель Баранов А.А. просит признать упомянутые части Инструкции незаконными и недействующими с момента опубликования.
Обосновывая свои требования, он утверждает, что законом РФ " Об обороне" Министру обороны РФ не предоставлены законодательные полномочия и он не вправе вносить изменения в действующее законодательство. Включение в Инструкцию оспариваемых положений противоречит статьям 10, 17 и 19 Конституции Российской Федерации, поскольку Министр обороны РФ присвоил себе законодательные функции, расширил по сравнению со ст. 37 Жилищного кодекса круг лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, то есть расширил права одних граждан за счет других, а последним предложением пункта 40 Инструкции ущемил права военнослужащих, имеющих право на первоочередное получение жилья.
Заявитель о времени и месте рассмотрения дела надлежащее извещен, но на судебное заседание не прибыл и поручил представлять свои интересы адвокату Гандзюку В.В.
Заслушав объяснения представителя заявителя Гондзюка В.В., поддержавшего жалобу, и представителя Министра обороны РФ Савина М.Н., возразившего против удовлетворения требований Баранова А.А., исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Милованова В.В., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, Верховный Суд РФ находит, что требования, заявленные Барановым А.А., не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 14 Закона РФ "Об обороне" Министру обороны РФ, кроме функций, прямо указанных в этой статье, предоставлены иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны РФ.
В статье 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 11 ноября 1998года №1367, установлено, что Министерство обороны РФ осуществляет иные функции, предусмотренные конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Подпунктом 36 пункта 11 этого Положения Министру обороны РФ предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные ( правовые, нормативные правовые) акты.
В соответствии со ст.37 Жилищного кодекса жилье предоставляется гражданам вне очереди как в случаях, перечисленных в этой статье, так и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 закона " Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма определяют и органы государственного управления Российской Федерации.
Министерство обороны РФ является таким органом, а следовательно, Министр обороны РФ полномочен издавать нормативные правовые акты и по вопросам предоставления военнослужащим имеющегося в его распоряжении жилья, в том числе и вне очереди.
Отнесение военнослужащих, увольняемых с военной службы по возрасту, состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям, к лицам, имеющим право на получение жилья вне очереди, соответствует также закону РФ "О статусе военнослужащих".
Согласно статье 23 этого закона, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Поскольку для перечисленных военнослужащих определено точное время получения жилищных помещений (до увольнения с военной службы), невыполнение требования о предоставлении жилья вне зависимости от причин является нарушением закона.
Предоставление этим военнослужащим жилья не во внеочередном порядке может привести к неоправданно долгому их удержанию на военной службе, в том числе и тех, кто по возрасту или состоянию здоровья уже не могут исполнять воинские обязанности, что было бы нарушение закона. Для восстановления нарушенных прав указанным военнослужащим жилье должно предоставляться вне очереди.
Этот вопрос правильно решил Министр обороны РФ в пределах своих полномочий в пункте 12 Инструкции.
Не противоречит законам и последнее предложение пункта 40 инструкции.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и в внесения в списки на получение жилых помещений.
Это же статьей предусмотрено, что граждане, имеющие право на первоочередное или внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Однако Жилищный кодекс РСФСР не содержит указаний о порядке распределения жилья между различными категориями очередников.
Статьей 18 Жилищного кодекса РСФСР трудовым коллективам предприятий и организаций предоставлено полномочие выделять лицам, имеющим право на первоочередное удовлетворение жилья по месту работы, часть жилья.
Таким образом, Жилищный кодекс РСФСР предусматривает возможность распределения имеющегося жилья между лицами, находящихся в различных списках нуждающихся, в определенных пропорциях.
Как отмечалось выше, Министр обороны РФ, в соответствии со статьей 13 Закона РФ "ОБ основах федеральной жилищной политики", был полномочен определять порядок и условия предоставления военнослужащим жилых помещений.
Поэтому утверждение им предусмотренного последним предложением пункта 40 Инструкции порядка распределения жилья между военнослужащими не противоречит действующему жилищному законодательству.
На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР,
решил:
Жалобу Баранова Александра Анатольевича о частичном признании незаконным пунктов 12 и 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000года №80 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 4 июня 2001года
2. РЕШЕНИЕ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 6.02.2008 Г. № ВКПИ08-5
HTTP://WWW.VOENNOEPRAVO.RU/NODE/3056
Дело по заявлению М. о признании противоречащим закону и недействующим п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов "указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди"
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Шароватовой И.А.,
с участием:
старшего военного прокурора 1 отдела 6 Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
представителя Министерства обороны РФ полковника юстиции Украинцева О.Ю.,
представителя Министерства юстиции РФ Каравичева В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании противоречащим закону и недействующим п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов "указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди",
установила:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону и недействующим п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее "Инструкция"), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в той части, которой установлено предоставление вне очереди жилых помещений военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающимся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
По мнению заявителя, данное положение Инструкции противоречит ч. ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса (ЖК) РФ, поскольку изложенный в этой статье ЖК РФ перечень лиц, имеющих право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, является исчерпывающим. При этом оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право на получение жилого помещения в порядке очередности.
М., уведомленный о времени и месте судебного заседания, не прибыл, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации полковник юстиции Украинцев О.Ю. требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав на то, что оспариваемый п. 12 Инструкции не противоречит действующему законодательству и не нарушает права заявителя.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и заслушав заключения старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым заявление оставить без удовлетворения, и представителя Министерства юстиции РФ Каравичева В.О., полагавшего необходимым заявление удовлетворить, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относится к компетенции органов государственной власти РФ.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции.
Таким образом, Министерство обороны РФ вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе, порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 15 февраля 2000 года N 80 Министр обороны РФ в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, установлены ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В то же время содержащийся в ней перечень этих категорий, вопреки утверждению М., не является исчерпывающим.
Так, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или, соответственно, законом субъекта Российской Федерации.
Таким федеральным законом является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Анализ указанных норм приводит к выводу о том, что Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем. При этом п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по вышеперечисленным обстоятельствам.
Пункт 12 Инструкции воспроизводит содержание абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и, вопреки утверждению автора заявления, полностью ему соответствует, в том числе и в части указания на то, что упомянутой категории военнослужащих при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части регламентирует порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за Министерством обороны РФ, что фактически является реализацией Министром обороны РФ своих полномочий, установленных п. 6 ст. 12 ЖК РФ и п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не противоречит ЖК РФ и не нарушает права и законные интересы военнослужащих.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда РФ, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ,
решила:
М. в удовлетворении его заявления о признании противоречащим закону и недействующим п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов "указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди", отказать.
Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.КОРОНЕЦ
3. Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2008 года № 5н-191/08 по заявлению К.
В связи с достижением 8 сентября 2007 г. предельного возраста пребывания на военной службе К. обратился к командованию с рапортом об обеспечении жильём во внеочередном порядке. В списке военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, он состоит с 10 ноября 2003 г., выслуга лет заявителя на военной службе составляет более 10 лет. Решением жилищной комиссии военного училища в обеспечении К. жилым помещением во внеочередном порядке было отказано.
Решением Краснодарского гарнизонного военного суда в удовлетворении требований о постановке на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке отказано.
Судебная коллегия по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда решение оставила без изменения.
Военная коллегия отменила эти судебные постановления и приняла новое решение, которым удовлетворила требования заявителя.
Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относится к компетенции органов государственной власти РФ.
В соответствии с п. 1 Положения о Минобороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции.
Таким образом, Министерство обороны РФ вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе, порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
Приказом от 15 февраля 2000 г. № 80 Министр обороны РФ в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ.
Категории лиц, имеющих право на обеспечение жильем по договорам социального найма вне очереди, установлены ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В то же время содержащийся в ней перечень этих категорий не является исчерпывающим.
Так, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или, соответственно, законом субъекта РФ.
Таким федеральным законом является ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Анализ указанных норм приводит к выводу о том, что Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащие выделены в особую категорию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для которых установлен особый порядок реализации права на обеспечение жильем.
При этом п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона законодатель предоставил преимущественное право на получение жилья военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим стаж военной службы 10 лет и более, которые увольняются по вышеперечисленным обстоятельствам.
Пункт 12 Инструкции воспроизводит содержание абз. 2 п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» и полностью ему соответствует, в том числе и в части указания на то, что упомянутой категории военнослужащих при увольнении с военной службы жилые помещения предоставляются вне очереди. Указанный нормативный правовой акт регламентирует порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за Министерством обороны РФ, что фактически является реализацией Минобороны РФ своих полномочий, установленных п. 6 ст. 12 ЖК РФ и п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
4. РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2007 года. гор. Калининград.
Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - подполковника юстиции Гиряева Г.С., при секретаре Раковской О.Л., с участием заявителя и командира войсковой части ------------., в открытом судебном заседании, в помещении суда рассмотрел заявление подполковника ----------- на действия командира войсковой части --------, связанного с обеспечением жильём, увольнением с военной службы и не выплатой денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать командира части, предоставить ему на семью жилое помещение во внеочередном порядке, после чего представить к увольнению с военной службы в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к прохождению о военной службы, а так же признать незаконными приказы названного должностного лица о лишении его: премии за 4 квартал 2006 года, ЕДВ по итогам работы в 2006 году и надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим службы.
В судебном заседании заявитель поддержал названные требования, в обоснование указав, что согласно заключения военно-врачебной комиссии он не годен к прохождению военной службы, в связи с чем обратился с рапортом к командиру части об увольнении и предоставлении жилого помещения. Однако, имея общую продолжительность военной службы более 28 лет, и являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, жильём не обеспечен, согласия на увольнение без предоставления ему жилого помещения не давал. Кроме того, заявитель указывает, что по его мнению командование не обосновано лишило его обжалуемых выплат, поскольку упущений по службе, как и дисциплинарных взысканий он не имеет.
Командир части _______ признав право заявителя на получение жилья во внеочередном порядке, указал, что заявитель установленным порядком принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако не увольняется поскольку не обеспечен жилым помещением. Далее командир части пояснил, что поскольку заявитель ввиду болезни должностных обязанностей не исполнял, ему была прекращена выплата надбавки за сложность, напряжённость и специальный режим службы, ЕДВ по итогам работы в 2006 году с июня 2006 года и не выплачена премия за 4 квартал 2006 года.
Суд, выслушав пояснения сторон, и исследовав представленные документы приходит к следующим выводам.
Согласно заключения военно-врачебной комиссии № 167 от 10.6.2006 года, заявитель признан не годным к военной службе, в связи с заболевание полученным им в период её прохождения.
Как усматривается из рапорта заявителя, он просит его уволить с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-
врачебной комиссией не годным к военной службе, т.е. по п.п. «В» п. 1 ст. 51 Федерального закона № 51-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласия на увольнение без обеспечения жильём не давал.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей является обязанностью командиров, в которых военнослужащие проходят военную службу.
В соответствии с положениями ст. 15 названного выше Федерального закона государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений, при этом порядок обеспечения жильём определён приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", согласно положений которого, жилые помещения предоставляются военнослужащим в соответствии с очерёдностью, а вне очереди, при наличии у них таковых оснований.
Согласно требований ч. 1 ст. 23 названного Федерального закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений, а п. 12 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80, устанавливает внеочередное право на обеспечение жильём, военнослужащих подлежащих увольнению по указанным основаниям.
Согласно исследованных в суде справок командования, заявитель имеет более 28 лет выслуги и в соответствии с требованиями п. 1 ст. 51 Федерального закона № 51-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья.
Ссылки должностного лица на недостаточное поступление жилья в часть для обеспечения военнослужащих, по мнению суда не могут служить основанием к нарушению прав заявителя, как жилищных, так и на своевременное увольнение с военной службы, поскольку противоречат положения Конституции РФ и п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым никто не вправе продлить гражданину срок военной службы.
На основании изложенного военный суд приходит к выводу, что требования заявителя о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке и увольнении с военной службы по состоянию здоровья подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования заявителя об оспаривании приказов должностного лица, которыми ему была прекращена выплата денежных средств, военный суд исходит из следующего.
Согласно приказа командира войсковой части ____ № 4 от 9.01.07 г., в соответствии с приказом МО РФ № 200 выплатить заявителю
единовременное денежное вознаграждение по результатам работы в 2006 году в полном размере по 26.06.06 года.
Согласно приказа командира войсковой части _____ № 644 от 11.12.06 г., премия за 4 кварта 2006 года заявителю не выплачивалась, за отсутствие его вклада в боевую готовность.
Согласно приказа командира войсковой части ______ № 670 от 19.12.06 г., заявителю надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим службы командованием не установлена, в связи с отсутствием вклада в боевую готовность.
В связи с изложенным, командир части пояснил, что оснований для снижения или лишения заявителя указанных выплат не было, однако обязанности военной службы он с 26.06.06 года ввиду болезни не исполнял, а поэтому выплата прекращена.
Как усматривается из приказа командира войсковой части _____ № 339 от 26.06.06 года, заявитель был освобождён от исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья.
Согласно со ст. 13 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания, а так же премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 названной статьи ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.
Порядок выплаты оспариваемых заявителем денежных средств определён приказом МО РФ от 30 июня 2006 г. N 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ», в соответствии со ст. 109 которого ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы устанавливается на определенный период, как правило, не более чем на один год. Размер надбавки военнослужащим при изменении условий военной службы, привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности по решению соответствующих командиров (начальников) может быть изменен ранее периода, на который она установлена.
Согласно требований п. 210 названного приказа МО РФ командиры (начальники) имеют право уменьшать размер премии за образцовое
выполнение воинского долга военнослужащим, находящимся в их подчинении, или лишать их премии полностью за упущения по службе и нарушения воинской дисциплины. При этом в приказе соответствующего командира (начальника) указываются конкретные причины уменьшения (лишения) премии.
Согласно п. 226 указанного приказа МО РФ командиры воинских частей имеют право уменьшать военнослужащим размер единовременного денежного вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей или лишать его полностью за упущения по службе, нарушения воинской дисциплины.
Как видно из исследованной в суде служебной карточки заявителя, каких либо взысканий у него не имеется, при этом командир части пояснил, что у заявителя не имелось и упущений по службе.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения ими военной службы.
В соответствии со статьёй 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Поскольку показаниями сторон и представленными в суд документами установлено, что каких либо взысканий и упущений по службе у заявителя не имеется, несмотря на имеющееся у него заболевание, с военной службы не уволен, т.е. проходит её по настоящее время по занимаемой должности, следовательно ему надлежит выплачивать как денежное довольствие, так и дополнительные выплаты, в том числе которые им оспариваются.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Заявление подполковника ___________ признать обоснованным и подлежащим удовлетворению. Обязать командира войсковой части ______:
1. отменить приказы: № 4 от 9.01.07 г., № 644 от 11.12.06 г., № 670 от 19.12.06 г. и выплатить заявителю в полном размере указанные в них дополнительные выплаты.
2. обеспечить заявителя жилым помещением по установленным законом нормам
во внеочередном порядке, после чего представить его к увольнению с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, т.е. по п.п. «В» п. 1
Федерального закона № 51-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в десятидневный срок.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ №КГ- 1679-6
17 сентября 2009 года город Москва
Судебная коллегия по гражданекжм-делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - полковника юстиции Уланова А.Е.,
судей: полковника юстиции Свинцова Д.В.,
полковника юстиции Коронца А.А.,
при секретаре - Шкирко М.В., с участием заявителя рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 1 июля 2009 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части ххххх старшего прапорщика ххххх об оспаривании действий Главнокомандующего Сухопутными войсками и жилищной комиссии Главного командования Сухопутных войск, связанных с составлением и утверждением списка военнослужащих Главного командования Сухопутных войск имеющих право на внеочередное обеспечение жильем.
Заслушав доклад полковника юстиции Коронца А.А., объяснения заявителя в обоснование доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ххххх обратился в военный суд с заявлением, в котором просил суд:
признать незаконными действия жилищной комиссии Главного командования Сухопутных войск (ЖК ГК СВ) по составлению списка военнослужащих ГК СВ, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, в части с 1 по 51 номер очереди включительно;
- признать незаконными действия Главнокомандующего СВ, утвердившего список военнослужащих ГК СВ, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке в соответствии с действующим законодательством, по дате возникновения права на внеочередное обеспечение жилым помещением;
- обязать Главнокомандующего СВ утвердить список военнослужащих ГК СВ, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, в соответствии с действующим законодательством, по дате возникновения права на внеочередное обеспечение жилым помещением;
- разрешить вопрос о судебных расходах.
Гарнизонный военный суд заявление ххххх оставил без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В обоснование жалобы он указывает, что предоставление в суде представителем должностного лица разных списков очередников, необоснованный отказ суда в истребовании документов, а также отсутствие доказательств, подлежащих представлению ответчиком в порядке ст. 249 ГПК РФ, не позволили суду первой инстанции придти к выводу о том. что он правомерно находится в списках внеочередников на получение жилья под номером 52 по дате принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Поясняет, что суд не учел того обстоятельства, что увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службы (подп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») военнослужащие включаются в список на получение жилья во внеочередном порядке за год до достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.
Ссылается на то, что суд оставил без внимания, что в соответствии с п.п. 26, 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80, в списках внеочередников датой постановки в этот список должна указывается дата приобретения конкретным военнослужащим права на внеочередное предоставления жилья, а не дата постановки военнослужащего в общий список очередников.
В заключение жалобы автор указывает, что суд необоснованно распространил установленный порядок формирования общего списка очередников на формирование списка внеочередников, то есть в отношении военнослужащих уволенных или подлежащих увольнению в установленном законом порядке, приобретающих указанный статус вследствие возникновения у них определенных условий, предусмотренных абз. 2 п.1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказав в удовлетворении требований заявления ххххх. гарнизонный военный суд в обоснование этого указал, что очередность военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, должна строиться исходя из времени их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом, названное правило должно также использоваться и при определении очередности военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями во внеочередном порядке.
Однако, данный вывод суда первой инстанции является необоснованным, поскольку противоречит требованиям Жилищного кодекса РФ.
Исходя из смысла и содержания ст. 57 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
При определении же порядка обеспечения жилыми помещениями среди военнослужащих, имеющих равное право на внеочередное обеспечение жилым помещением, следует исходить из того, с какого момента у них возникло это право,
в связи с чем преимущество при распределении жилых помещений среди военнослужащих, имеющих равное право на внеочередное обеспечение жилым помещением, будут иметь те из них, у кого это право возникло раньше.
С учетом изложенного, в данном случае судом первой инстанции не была проверена законность местонахождения заявителя в списках военнослужащих ГК СВ, подлежащих обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке, исходя из момента возникновения у них на это права, что являлось одним из требований заявления Рыжанова.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение не может быть признано законным и в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением норм процессуального права подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела надлежит учесть вышеизложенные обстоятельства и разрешить дело в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 347, абз. 3 ст. 361, п.п. 1 и 4 ч. 1 ст. 362 и ст. 366 ГПК РФ. судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 1 июля 2009 года по заявлению Рыжанова Сергея Вячеславовича в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением норм процессуального права, отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
Копия верна:
Судья Московского окружного военного суда полковник юстиции
Коронец А. А.
Побродив по сайтам гарнизонных и окружных военных судов, можно найте ещё много всего. Например, Приволжский окружной военный суд в Обзоре судебной практики по гражданским делам за I полугодие 2008 года эту тему затронул дважды -
http://povs.sam.sudrf.ru/modules.php?na ... d=4&did=44
Есть так же решения по внеочередному обеспечению жильем военнослужащих из других военных ведомств:
http://spbgvs.ru/work/DecisionsCS/?id=589
http://spbgvs.ru/work/DecisionsCS/?id=599
http://spbgvs.ru/work/DecisionsCS/?id=630