А вот проект жалобы в Контитуционный суд.
То есть ,если жилищная комиссия распредилила квартиру ,без заключения самого договора соц.найма,значит военнослужащий считается обеспеченным!!!!
В Конституционный суд Российской Федерации
_______________________________________________
190000, г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1
Заявитель: _____________________
проживающий по адресу: 188650,
Ленинградская обл., г.Сертолово,
ул.________________________
Органы государственной власти, принявшие
нормативные правовые акты, подлежащие
проверке:
1. Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации: 103265,
г. Москва, Охотный ряд, д. 1
2. Совет Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации: 103426,
Москва, Б.Дмитровка, д. 26
3. Президент Российской Федерации,
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23
ЖАЛОБА
о проверке конституционности третьего предложения абзаца 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» со слов: «в других близлежащих населенных пунктах» и первого предложения пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» со слов: «без предоставления им жилых помещений»
Первая указанная нормативно-правовая норма была введена в действие пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР", вторая Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с последующим изменениями подпункт 1 пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Я, с 31 июля 1973 года по 06 августа 2007 года, проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно § 5 приказа начальника 00 Главного Управления Министерства Обороны Российской Федерации от 06.08.2007г. № 0104 и пункта 1 § 1 приказа командира войсковой части 00000 от 09.08.2007г. № 152, я был уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») без предоставления мне жилого помещения по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в городе Санкт-Петербурге. С 27.08.2007г. я был исключен из списков личного состава войсковой части 00000, снят со всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Калининского района Санкт-Петербурга.
Согласно части 1 статьи 27 Конституции РФ и пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений.
Согласия на увольнение меня с военной службы и исключение меня из списков личного состава войсковой части 00000 без обеспечения меня и членов моей семьи жилым помещением по избранному мною постоянному месту жительства после увольнения с военной службы (г.Санкт-Петербург) я не давал. Более того, в своем рапорте и листе беседы мною было четко и однозначно указано, что я не согласен с увольнением до обеспечения меня и членов моей семьи жилым помещением по избранному мною постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в г.Санкт-Петербурге. Из списков личного состава войсковой части 00000 до обеспечения и меня и членов моей семьи жилым помещением по избранному мною постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в г.Санкт-Петербурге, я просил меня не исключать. На день издания приказа начальником 00 Главного Управления Министерства Обороны Российской Федерации от 06.08.2007г. № 0104 я состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по избранному мною постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в г.Санкт-Петербурге и был включен в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). На день издания указанных приказов начальника 00 Главного Управления Министерства Обороны Российской Федерации и командира войсковой части 00000 об увольнении меня с военной службы и исключения из списков части я в установленном порядке жилым помещением по избранному мною постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в г.Санкт-Петербурге обеспечен не был.
Учитывая указанное, а также во взаимосвязи с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», я полагаю, что, предоставленное во время прохождения мною военной службы жилое помещение по адресу Ленинградская область, г.Сертолово, улица ..............................................., не может рассматриваться как жилое помещение, предоставленное мне по избранному мною постоянного места жительства после увольнения с военной службы в город Санкт-Петербурге. Указанное жилое помещение только лишь распределено жилищной комиссией войсковой части 00000 и не может являться юридическим фактом считать меня и членов моей семьи обеспеченным жилым помещением. Не может являться юридическим основанием для вселения в него протокол жилищной комиссии.
Полагая свои права и законные интересы нарушенными, я обратился в Сертоловский гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании § 5 приказа начальника 00 Главного Управления Министерства Обороны Российской Федерации от 06.08.2007г. № 0104 и пункта 1 § 1 приказа командира войсковой части 00000 от 09.08.2007г. № 152, связанных с увольнением меня с военной службы и исключением из списков личного состава войсковой части 00000 без обеспечения жилым помещением по избранному мною постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в г.Санкт-Петербурге, а также восстановить мои нарушенные права в полном объеме.
Сертоловский гарнизонный военный суд – суд первой инстанции решением от 29.11.2007г. отказал мне в удовлетворении моих требований.
Суд кассационной инстанции - Ленинградский окружной военный суд определением от 21.01.2008г. №20-652-кг решение суда первой инстанции оставил без изменения, а мою кассационную жалобу без удовлетворения.
Определением судьи Ленинградского окружного военного суда от 05.03.2008г. в передаче моей надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции было отказано.
Определением Судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2008г. №С-1704(г), с которым согласился Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации в своем ответе от 10.11.2008г. №С-1704/9383/08 в передаче моей надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции было отказано.
Суд первой инстанции в основу своих доводов, с которыми по сути согласился суд кассационной инстанции, а также судья Ленинградского окружного военного суда, Судья Верховного Суда Российской Федерации и Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, положил тот факт, что мне во время прохождения военной службы было предоставлено жилое помещение по адресу по адресу Ленинградская область, г.Сертолово, улица ......................, которое, как указал суд, является близлежащим населенным пунктом по отношению к г.Санкт-Петербургу, а также что решением жилищной комиссией войсковой части 00000 мне распределено в г.Санкт-Петербурге для проживания жилое помещение, без возможности заключить договор социального найма. Считаю, что отсутствие реальной и законной возможности заключить со мной договор социального найма на только лишь распределенное мне жилое помещение не может являться основанием для вселение в указанное жилое помещение, и тем самым считать меня и членов моей семьи обеспеченным жилым помещением по избранному мною постоянному мету жительства после увольнения, и в свою очередь невозможность увольнения меня согласно п.1. ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Полагаю что, я, на день увольнения, не мог считаться обеспеченным жилым помещением по избранному постоянному месту жительства после увольнения в г.Санкт-Петербурге. В связи с чем, издание указанными воинскими должностными лицами соответствующих приказов об увольнении меня с военной службы и исключения из списков личного состав части существенно нарушают моих прав и законные интересы.
При этом ни одним из судов, не было принято во внимание, то обстоятельство, что г.Сертолово Ленинградской области не входит в административно-территориальные границы и состав субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербург (постоянное место жительства которое я избрал после увольнения с военной службы). А также и то, что, г.Сертолово Ленинградской области не входит в состав Санкт-Петербургского гарнизона, а только лишь распределенное жилищной комиссии жилое помещение не свидетельствует об обеспеченности меня и членов моей семьи таковым по указанным выше основаниям.
Кроме того, полагаю, что суд не учел правовую позицию, отраженную в пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1993г. № 2-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений», суд дал толкование самоуправного занятия жилого помещения. Под самоуправным занятием жилого помещения понимается вселение в помещение без предоставления его в установленном порядке (т.е. без ордера), в настоящее время (в силу ст.49 ЖК РФ) без заключения договора найма.
Поводом и основанием для обращения мною в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации ее статьям 2, 7, 10, 18, 32, 40, 45 положение третьего предложения абзаца 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предоставляющая возможность предоставлять военнослужащим служебные жилые помещения в близлежащих населенных пунктах от населенных пунктов, в которых располагаются воинские части, а также положение первого предложения пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» со слов: «без предоставления им жилых помещений».
Так как термин «близлежащих населенных пунктах» и термин «без предоставления им жилых помещений» не обладает критерием определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, и ее согласованности с действующим правовым регулированием, и дает возможность разрешаться федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба - по его усмотрению, в том числе и суда, и тем самым - снижения уровня ранее установленных гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Ведь как, это следует из мотивов судебных постановлений по моему делу, судебная практика (в том числе Ленинградского окружного военного суда в Обзоре кассационно-надзорной практики за первое полугодие 2008 года), ссылаясь на часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, полагает основанием для предоставления жилого помещения является решение соответствующего органа, в данном случае жилищной комиссии войсковой части, а не надлежаще заключенный договор социального найма, который в силу статьи 49 Жилищного Кодекса РФ является единственным законным основанием для вселения в жилое помещение, в связи с чем, по моему мнению, подменяется понятие «предоставление» от понятия «обеспеченности» понятием «распределение», которое суды кладут в основу своих решений.
Действительно в силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ основанием является решение соответствующего органа, но только основанием. При этом полагаю, что, юридическим действием вслед за решением соответствующего органа (основанием), в данном случае жилищной комиссии войсковой части, следует считать юридический факт предоставления жилого помещения исключительно на основании надлежаще заключенного договора социального найма, заключение которого является итогом предоставления жилого помещения.
Нормативно-правовое определение и толкование термина «близлежащих населенных пунктах» в действующем законодательстве отсутствует.
Из анализа положений ст.49 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений» следует, что нормативно-правовое определение и толкование термина «предоставление» жилого помещения, очевидно, следует считать с момента заключения договора социального найма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40, пункта 1 статьи 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Из пункта 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ - основные начала жилищного законодательства следует, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Как следует из текста указанной нормы закона федеральный законодатель допускает возможность предоставления военнослужащим жилых помещений, в других близлежащих населенных пунктах, при этом по статусу эти жилые помещения должны относиться исключительно к служебному жилому помещению.
Данная норма относиться исключительно к военнослужащим в период прохождения ими военной службы, и не связана с их увольнением и избранием в связи с этим ими постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Жилое же помещение по адресу Ленинградская обл., г.Сертолово, ул................................................., статусом служебного жилого помещения ни на день его предоставления в 1994 году, ни на день издания соответствующего приказа об увольнения меня с военной службы не обладала.
В соответствии с ныне действующим Законом Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" (так и ранее действующим Законом Санкт-Петербурга «Об административно-территориальном делении Санкт-Петербурга» от 25 декабря 1996 г. № 186-59) г.Сертолово Ленинградской области не входит в административные границы Санкт-Петербурга.
В силу пункта 4 указанного Закона полномочия исполнительных органов государственной власти г.Санкт-Петербурга не распространяются на г.Сертолово Ленинградской области.
Мое волеизъявление об избрании постоянного места жительства после увольнения с военной службы г.Санкт-Петербург, связано с тем, что, я по состоянию здоровья не могу получить необходимую (специальную) медицинскую помощь в этом населенном пункте г.Сертолово Ленинградская области, в которой я достаточно часто нуждаюсь (я признан инвалидом 2 группы), в том числе и мой несовершеннолетний ребенок (признан инвалидом 2 группы), удаленностью указанного населенного пункта и отсутствием социальных маршрутов транспорта, который следует в г.Санкт-Петербург. А также отсутствием в г.Сертолово Ленинградской области возможности прохождения обучения моих детей в высших учебных заведениях.
Согласно ст.20 ГК РФ, определяющей место жительство, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Место жительства граждан имеет большое правовое значение. С ним связано признание гражданина безвестно отсутствующим (статья 42 ГК РФ) и объявление умершим (статья 45 ГК РФ). Место жительства определяет подсудность при разрешении споров в арбитражном суде (статья 25 и 26 АПК РФ) и суде общей юрисдикции (статья 117, 118 ГПК РФ), по нему определяется место исполнения обязательств (статья 316 ГК РФ), место открытия наследства (статья 1115 ГК РФ) и другие права и обязанности граждан, в том числе ограничивает мое право избираться и быть избранным в г.Санкт-Петербурге (избранном месте жительства после увольнения с военной службы), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» с момента поступления меня на военную службу, на меня стал распространяться определенный статус - статус военнослужащих. Статус военнослужащих - есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Из пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" абзац второй пункта 1 статьи 15 дополнить предложением следующего содержания: "Жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах."
Таким образом, федеральный законодатель дополнил ранее установленную правовую норму предоставления военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебных жилых помещении.
Статья 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определяет статус военнослужащих как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государство, предъявляя к военнослужащим и их профессиональной деятельности высокие требования, в том числе с установленными ограничениями в правами и свободах человека и гражданина, обязано обеспечить дополнительные гарантии надлежащего осуществления ими своей деятельности. Статус военнослужащих является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому военнослужащему, и членам их семей, защиту прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), а также служит гарантией общего статуса их личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому
Пунктом подпунктом 4, 5 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что никто не в праве ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, возлагается на органы государственной власти, федеральные суды общей юрисдикции, а также является обязанностью командиров (начальников).
Согласно Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Пунктом 1 указанной Инструкции предусмотрено, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией.
Пунктом 37 указанной Инструкции предусмотрено, что распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что, жилищный фонд в зависимости от целей его использования подразделяется, в том числе на специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с правовой нормой п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), и в ее взаимосвязи со ст. 49 и 52 ЖК РФ.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что, к одним из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Президиум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 15 октября 2003 г. N ВКПИ 02-77 выразил следующую правовую позицию: «В соответствии с частью 1 ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством). Таким нормативным актом является Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, в которой Министр обороны РФ в пределах своей компетенции установил, что военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по месту их службы в пределах гарнизона».
Указанное во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» означает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей должны предоставляться служебные жилые помещения не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части в пределах соответствующего гарнизона.
Из анализа пунктов 23, 27, 34, 35, 36, абзаца 3 и 4 пункта 37, а также примерного Положения о жилищных комиссиях (Приложение N 2) Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", в которой Министр обороны РФ в пределах своей компетенции установил следующее.
Жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепленные за Министерством обороны, закрепляются за теми воинскими частями гарнизона, в которых проходят военную службу проживающие в них военнослужащие и члены их семей.
В случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией воинской части по вопросу распределения жилых помещений решение о распределении жилых помещений между военнослужащими указанной воинской части принимает начальник гарнизона по представлению гарнизонной жилищной комиссии.
Распределение жилых помещений между военнослужащими во вновь построенных жилых домах оформляется гарнизонной жилищной комиссией.
Для правильного и экономного распределения жилых помещений в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии.
Руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах начальниками гарнизонов. На гарнизонную жилищную комиссию возлагается, в том числе составление плана распределения жилых помещений между воинскими частями гарнизона.
Указанный анализ позволяет придти к выводу, что военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при увольнении с военной службы им и членам их семей должны предоставляться жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства после увольнения с военной службы в пределах административно – территориальных границах такого населенного пункта.
Из анализа положений абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст.49 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений» следует, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений по договору социального найма.
Указанные выше нормы, установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, поэтому и обоснованно и законно полагать, что и указанными актами необходимо и порядок предоставления жилых помещений военнослужащим.
Отмечаю, что приказы Министра Обороны РФ, в частности приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" к федеральным законам и иными нормативным правовым актам Российской Федерации не отнесен.
Между тем одним из основных юридически значимых обстоятельств, установить и исследовать которое надлежало суду первой и второй инстанции, является то, какова правовая природа института предоставления жилого помещения военнослужащему, увольняемому с военной службы в г.Сертолово Ленинградской области, в отличие от избранного им постоянного места жительства после увольнения с военной службы г.Санкт-Петербург и просившего предоставить жилое помещение в этом городе, и какие правовые последствия для военнослужащего и членов его семьи влечет такое предоставление жилого помещения не по избранному им постоянному месту жительства после увольнения с военной службы - г.Санкт-Петербург.
В том числе, какова правовая природа института распределения военнослужащему жилого помещения только лишь на основании решения жилищной комиссии, без заключения договора социального найма увольняемому с военной службы и какие правовые последствия для военнослужащего и членов его семьи влечет такое предоставление жилого помещения.
Так, в соответствии со ст.3 закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.4 постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
При предоставлении мне только лишь на основании решения жилищной комиссии о распределении жилого помещения в г.Сертолово Ленинградской области, в отличие от избранного мною постоянного места жительства после увольнения с военной службы в г.Санкт-Петербурге, я и члены моей семьи продолжают быть зарегистрированы и состоять на регистрационном учете в г.Сертолово Ленинградской области, что не позволяет мне и членам моей семьи осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (в данном случае в г.Санкт-Петербурге), в том числе права избираться и быть избранным, так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.
Данный факт свидетельствует о существенном нарушении моих прав и законных интересов со стороны начальника 00 Главного Управления Министерства Обороны Российской Федерации и командира войсковой части 00000, а также суда, полагавшего что предоставление мне жилого помещения в период прохождения военной службы по адресу г.Сертолово Ленинградской области тождественно и предоставлению жилого помещения по избранному мною постоянному месту жительства после увольнения с военной службы, и избравшего таким местом, г.Санкт-Петербург.
Из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает требование обращенное федеральным законодателем в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» к федеральным органам исполнительной власти, в которым федеральным законом предусмотрена военная служба должно обладать критерием определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с действующим правовым регулированием.
По смыслу статей 4 (часть 2) и 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип верховенства закона, в системном единстве с положениями ее статей 114 (пункт "ж" части 1) и 115 (часть 1) и Федерального закона «О статусе военнослужащих» (статьи 1, 2, 3, 4, 15), определяющими, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Безусловно, федеральный законодатель, осуществляя свои полномочия, должен соблюдать принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации
Из пункта 1 указанного Положения следует, что, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Подпунктом 43 и 68 пункта 7 указанного Положения определено что, Минобороны России осуществляет следующие полномочия:
- реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
-осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах;
В силу приведенных правовых позиций, федеральный законодатель, наделив федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба полномочием по установлению порядка признания военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, должен был во всяком случае определить критерии, на основе которых федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, во исполнение данного ему поручения вправе принимать нормативно-обязывающие решения и при наличии которых делегирование федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба полномочия по конкретизации предписаний федерального законодателя не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 118, 119, 120, 121, 122 и 124, а также статье 40 (часть 3).
Исходя из правового статуса военнослужащих, гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и вытекающее из них законодательно закрепленное требование о предоставлении военнослужащим и членам их семей за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, предопределяют обязанность именно федерального законодателя установить надлежащий правовой механизм реализации данного требования.
Согласно пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
По смыслу положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", прежде всего его статьи 1, 2, 3, 4, 5, 15 в их нормативном единстве, их принципов, базовых стандартов, а также гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и членов из семей, обеспечения их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, подлежит установлению непосредственно в федеральном законе. В частности, федеральный законодатель должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых можно было бы считать населенный пункт, в котором предоставляется военнослужащим и членам его семьи служебные жилые помещения, близлежащим населенным пунктом, по отношению к населенному пункту, в которых располагаются воинские части, не допуская при этом снижения общего уровня ранее установленных гарантии правовой и социальной защиты.
Эти вопросы - поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем - не могут быть предметом делегирования федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе суду при разрешении дела, и разрешаться по его усмотрению. Однако в данном случае федеральный законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, могло бы реализовать соответствующее полномочие. При этом в случае такого разрешения в судебном порядке, у суда также отсутствуют для руководства нормативно-правовые нормы, закрепленные в Законе.
При отсутствии такого законодательного регулирования, неопределенное по своему содержанию положение третьего предложения абзаца 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» со слов: «в других близлежащих населенных пунктах» нарушает принцип верховенства закона, создает возможность неосновательного расширения компетенции федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе и суда, и тем самым снижает уровень ранее установленных гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих.
На основании изложенного,
ПРОШУ:
1. Принять к рассмотрению мою жалобу о проверке конституционности третьего предложения абзаца 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» со слов: «в других близлежащих населенных пунктах» и рассмотреть его в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 18, 32, 40, 45 Конституции Российской Федерации положение третьего предложения абзаца 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» со слов: «в других близлежащих населенных пунктах», и положение первого предложения пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» со слов: «без предоставления им жилых помещений» в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе и суда, и тем самым - снижения уровня ранее установленных гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, и не подлежащими, в связи с этим, их применению с момента вступления данного законодательного акта в силу.
Приложение:
1. Копия жалобы по числу лиц.
2. Копия решения Сертоловского гарнизонного военного суда от 29.11.2007г..
3. Копия кассационного определения Ленинградского окружного военного суда от 21.01.2008г. №20-652-кг.
4. Копия определения судьи Ленинградского окружного военного суда от 05.03.2008г.
5. Копия определения Судьи Верховного Суда РФ от 29.05.2008г. №С-1704(г).
6. Копия ответа Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2008г. №С-1704/9383/08.
7. Копия справки о регистрации – форма № 9.
8. Извлечение из пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
9. Копия Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР".
10. Извлечение из пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
«___» февраля 2009 года
|