О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Журнал "Военное право" 2007г.

 

Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций

Автор:
Дирина Александра Игоревна,
аспирант кафедры государственного и международного права Ставропольского государственного университета


Право на объединение является одним из важнейших политических прав, поскольку подставляет собой условие для осуществления демократии, является основой для существования политического и идеологического многообразия в Российской Федерации, а также является неотъемлемым элементом для существования и развития гражданского общества.
В науке конституционного права содержание права на объединение раскрывается через совокупность у субъекта следующих прав: добровольно создавать общественные объединения, вступать в существующие общественные объединения, воздерживаться от вступления в общественные объединения, беспрепятственно выходить из объединения(1).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Для установления пределов существования права на объединение необходимо обратится последовательно к нормам международного права, так как они являются составной частью правовой системы Российской Федерации, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, к нормам Конституции Российской Федерации, к нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок реализации рассматриваемого права.
В международном праве право каждого на объединение нашло закрепление в виде «права на свободу ассоциаций». В статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что «каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов». Пакт установил, что пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Статья 22 Международного пакта о гражданских и политических правах не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод в статье 11 предусматривает, что «каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов».
Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.
На уровне национальной правовой системы право каждого на объединение получило закрепление в статье 30 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем». Конституция также предусматривает в части 3 статьи 55 что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Следует отметить, что цели ограничений, установленные в Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конституции Российской Федерации не идентичны, что свидетельствует о существовании различных «стандартов» реализации рассматриваемого права.
Под общественным объединением, в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Как следует из решений Европейского суда о защите прав человека и основных свобод ассоциацией, по смыслу статьи 11 Европейской конвенции, не признаются организации созданные законодателем, а не частными лицами, интегрированные в государственные структуры, преследующие общественный интерес, обеспечивающие некоторый публичный контроль, пользующиеся административными и дисциплинарными правами, использующие процедуры свойственные публичной власти(2).
Законодательство Российской Федерации в отношении права на объединение сформировало пределы существования права, путем установления запрета на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. (статья 16 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом. Действие Федерального закона «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Создание и деятельность религиозных организаций регулируется Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2006) «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В отношении некоторых видов общественных объединений приняты специальные законы: Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 .01. 1996 года №10-ФЗ; Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» т 11.08.1995 N 135-ФЗ, Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07. 2001 года №95-ФЗ и другие.
Статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности; политическая партия. Общественные объединения вправе создавать союзы и ассоциации, создавая новые общественные объединения. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности.
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность введения временных ограничений права на объединения в случае введения военного положения, а также в случае введения чрезвычайного положения.
В пункте 5 части 2 статьи 7 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» предусматривается, что на основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации может быть приостановлена.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в статье 12 предусматривает, что в случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 указанного Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть приостановлена деятельность политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.
Установленные пределы существования права на объединение (постоянные или временные) предназначены для общего субъекта права. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, участниками общественных объединений, за исключением случаев установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. В отношении специальных субъектов права законодатель установил иные пределы существования права.
Военнослужащие Российской Федерации являются субъектами права на свободу ассоциаций, однако реализация военнослужащими права на объединения подлежит с учетом ограничений, установленных в части 2 статьи 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает, что военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года №53-ФЗ военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: участия в боевых действиях; выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; исполнения должностных обязанностей; несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде; исполнения обязанностей в составе суточного наряда; участия в учениях или походах кораблей; выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождения в служебной командировке; нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; следования к месту военной службы и обратно; прохождения военных сборов; нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Необходимо обратить внимание, что из грамматического и буквального толкования нормы части 2 статьи 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.
В конструкции данной нормы соединительным союзом «и» объединены и разрешены два действия «состоять» и «участвовать», при наличии условия «не нахождения субъекта права при исполнении обязанностей военной службы».
Иными словами, военнослужащие должны выходить из состава общественного объединения во всех случаях, перечисленных статьей 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку их нахождение (состояние) в общественном объединении запрещено законом.
«Состояние» в общественном объединении, на наш взгляд, представляет собой более пассивные отношения между общественной организаций и ее членом (членами), чем отношения членов организации по участию в общественном объединении.
Участие предполагает активные действия в поддержку целям объединения и (или) его конкретным акциям, которые могут быть выражены в присутствии на собраниях, определении вопросов для голосования, избрании руководящих и контрольно- ревизионных органов объединения и иных действиях в соответствии с уставом объединения.
Состояние в общественном объединении можно представить в виде фиксации членства в организации, в виде потенциальной возможности для участия в деятельности общественного объединения.
Таким образом, для целей ограничений конституционного права военнослужащих Российской Федерации на объединение «состояние в общественном объединении» представляет собой меньшую «угрозу» для защищаемых общественных или государственных интересов, чем «участие» субъекта права в деятельности общественного объединения.
На наш взгляд, общим недостатком правового регулирования права на объединение военнослужащих Российской Федерации является отсутствие в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» указания на правомерные цели введенных специальных ограничений для реализации указанного права военнослужащих. Определение целей необходимо для толкования ограничений и определения соразмерности методов ограничений поставленным задачам. В рассматриваемом случае, можно предположить, что конституционное право военнослужащих Российской Федерации на объединение ограничено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения направлены на устранение обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обязанностей военной службы. В таком случае, следует согласиться, что активные действия по участию в общественном объединении могут отвлекать военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы, и ограничения этого права военнослужащих разумно и обоснованно. Однако, в этом случае, также достаточно сложно предположить, каким образом «состояние», то есть потенциальная возможность для участия в общественном объединении, может помешать выполнению задач и обязанностей военной службы и препятствовать обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Часть 2 статьи 9 ФЗ «О статусе военнослужащих» необходимо изменить следующим образом: «Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели. Военнослужащие вправе участвовать в деятельности общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».
В рамках данной статьи необходимо установить точный смысл, вкладываемый законодателем в понятие «политических целей». Важно установить в какие именно объединения, не преследующие политические цели, разрешено вступать и участвовать военнослужащим Российской Федерации.
Наличие уставных целей является неотъемлемым признаком любого общественного объединения. «Для общественных объединений уставные цели, ради которых они были созданы, имеют чрезвычайно важное значение. Цель общественного объединения - это направление его деятельности, которое определяет характер и содержание акций, проводимых объединением»(3).
В рассматриваемой норме части 2 статьи 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих», прежде всего, ограничиваются права военнослужащих Российской Федерации состоять и участвовать в деятельности политических партий.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях» под политической партией понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях» устанавливает, что основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).
Военнослужащим запрещено состоять и участвовать в общественных движениях, преследующих политические цели. Согласно статье 9 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным движением понимается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
В тоже время, обращает на себя внимание то обстоятельство, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» запрещает военнослужащим «состоять и участвовать» в объединениях, преследующих политические цели, но не запрещает создавать (учреждать) их. Согласно абзацу 1 статьи 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.
При определении пределов реализации права военнослужащих на объединение необходимо также учитывать ограничения, связанные с государственной службой, предусмотренные в статье 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года №119-ФЗ. Указанная статья закона в пункте 12 части 1 устанавливает, что государственный служащий не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» регулирует право военнослужащих на создание и участие в деятельности профессиональных союзов, содержит отсылочную норму (часть 2 статьи 9), согласно которой создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.
До настоящего времени федеральный закон, регулирующий создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих не принят(4). Отсутствие федерального закона «О профессиональных союзах военнослужащих» является нарушением свободы профсоюзов военнослужащих как одной из форм или аспекта свободы ассоциаций(5).
На наш взгляд, сложившаяся ситуация представляет собой нарушение принципа правовой определенности, поскольку в рассматриваемом случае невозможно установить особенности применения и границы допустимых ограничений конституционного права на объединение, в частности, путем создания и участия в профессиональных союзах, так как Федеральный закон «О статусе военнослужащих» отсылает к несуществующей норме права.
Европейский суд по правам человека в Постановлении по делу «Худоеров (KHUDOYOROV) против Российской Федерации» от 08.11.2005 года(6) раскрыл содержание принципа правовой определенности. В указанном постановлении суд подчеркнул, что необходимо, чтобы условия реализации права, содержащиеся в национальном законодательстве, были ясно определены, а также чтобы можно было предвидеть применение самого законодательства, то есть чтобы национальное законодательство отвечало стандарту «законности», установленному Конвенцией, стандарту, который требует, чтобы законодательство было достаточно точным, чтобы позволить частному лицу - если будет необходимо, после соответствующих рекомендаций - предвидеть в разумных пределах последствия, к которым может привести конкретное деяние (см. Постановление Европейского суда по делу "Йечюс против Литвы" (Jecius v. Lithuania), жалоба N 34578/97, § 56, ECHR 2000-IX; Постановление Европейского суда по делу "Барановский против Польши" (Baranowski v. Poland), жалоба N 28358/95, § 50 - 52, ECHR 2000-III).
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26.04.1979 по делу "Санди Таймс" (THE SUNDAY TIMES) против Соединенного Королевства"(7) Суд выразил позицию, согласно которой из выражения «предусмотрены законом» вытекают следующие два требования. Во-первых, право должно быть в адекватной мере доступным: граждане должны иметь соответствующую обстоятельствам возможность ориентироваться в том, какие правовые нормы применяются к данному случаю. Во-вторых, норма не может считаться «законом», если она не сформулирована с достаточной степенью точности, позволяющей гражданину сообразовывать с ней свое поведение: он должен иметь возможность - пользуясь при необходимости советами - предвидеть, в разумной применительно к обстоятельствам степени, последствия, которые может повлечь за собой данное действие.
При отсутствии «специального закона», предусмотренного частью 2 статьи 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» необходимо обратиться к Федеральному закону «О профессиональных союзах их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года №10-ФЗ, регулирующему общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, создание профессиональных союзов для защиты своих интересов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» формулирует основные права профсоюзов и гарантии этих прав, и предусматривает, что особенности его применения в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами (абзац второй пункта 2 статьи 4).
Следует отметить, что в ситуации правового вакуума оказались не только военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел, конституционное право которых на участие в профессиональных союзах регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В 1999 году гражданин Пашкин М.П. обратился с жалобой на указанное Положение в Конституционный суд, в которой указал, что Постановление противоречит статьям 6 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 30 и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку им ограничивается компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников органов внутренних дел по защите прав и интересов членов своих выборных органов по сравнению с компетенцией других профсоюзов. Ограничение также обусловлено тем, что компетенция профсоюзов определена не законом, а подзаконным актом.
В определении от 17.02.2000 N 33-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пашкина Михаила Петровича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 20 Закона РСФСР «О Милиции» и частью третьей статьи 56 Положения «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» Конституционный суд Российской Федерации отметил, что заявителем фактически Конституционному Суду Российской Федерации было предложено «определить пределы тех особенностей применения данного Федерального закона, которые связаны с деятельностью профсоюзов, объединяющих сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Конституционный суд указал, что вторжение в компетенцию законодателя путем внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты означало бы превышение Конституционным Судом Российской Федерации своих полномочий, установленных статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Таким образом, Конституционный суд Российской Федерации не имеет возможности восполнить имеющий место правовой вакуум в регулировании конституционных прав граждан, вместе с тем указал, что отсутствие федерального закона, устанавливающего особенности правового регулирования деятельности профсоюзов сотрудников органов внутренних дел, не препятствует иным судам при рассмотрении возникающих споров самим определять, какой нормативный правовой акт подлежит применению в конкретном деле.
Согласно теории права под пробелом понимают «отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования». При обнаружении пробела в действующем праве суду необходимо отыскать нормы в другом, регламентирующем сходные отношения нормативном акте (аналогия закона), определить права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла законодательства требований добросовестности, разумности и справедливости (аналогия права).
Следуя указанию Конституционного суда Российской Федерации правоприменитель, применяя аналогию права при разрешении конкретного казуса, должен учитывать целый комплекс принципов и требований. По сути правоприменитель, оперируя достаточно большим числом абстрактных понятий, должен создать новое правило, которое будет следовать духу закона, но никак не вытекать из его содержания(8). Необходимо оговориться, что термин «создания нормы» условен: полученное правило нигде (кроме судебного решения) зафиксировано не будет, к тому же другой суд по схожему делу вполне сможет «создать» и другую «норму».
Таким образом, предложенный Конституционным судом выход является экстренным, временным в сложившейся ситуации, и не снимает ответственности с законодателя.
Судам предстоит в каждом конкретном случае определять правовые пределы осуществления конституционного права военнослужащих на объединение, с учетом положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов.
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», также как и Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не содержит указания на правомерную цель ограничений прав военнослужащих, не содержит критериев реализации права на объединение, не содержит определенных и конкретных условий для введения ограничений.
Согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (статья 2) каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Рассмотрим некоторые примеры, связанные с возможным применением положений ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». На наш взгляд, не должна применяться без ограничений часть 5 статьи 11 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», предусматривающая беспрепятственные посещения организаций и рабочих мест профсоюзными представителями, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и представленных профсоюзам прав. Для военнослужащих Российской Федерации такими местами будут являться территории воинских частей.
Часть 1 статьи 17 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривающая право профсоюзов бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений союзов ассоциаций, органов государственной власти и местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, а также право обсуждать полученную информацию и приглашением представителей работодателей, органов управления организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления должна применяться с учетом ограничений, направленных на защиту информации, являющейся военной или государственной тайной.
Применение положений пунктов 2,3,4,5 статьи 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в отношении военнослужащих затрагивает политику государства в области комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, случаи ликвидации отдельных подразделений, создания государственных программ в области обороны.
Необходимо урегулировать возможность применения части 4 статьи 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривающей, что расторжение трудового договора (контракта) с работником- членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведена с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях предусмотренных законодательством, коллективными договорами и соглашениями, установить допустимые пределы вмешательства профсоюзного органа в данные правоотношения, учитывая правовую природу контрактов.
На наш взгляд, не подлежат применению положения закона, предусматривающие права профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров (статьи 13, 14 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Не могут быть применимы, на наш взгляд, гарантии в отношении военнослужащих, предусмотренные статьей 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в силу особенностей правового статуса военнослужащих и специфики военно-служебных отношений. Реализация прав военнослужащих Российской Федерации создавать религиозные объединения, вступать в существующие религиозные объединения, воздерживаться от вступления в религиозные объединения, беспрепятственно выходить из объединения, регулируется Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» под религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Согласно статье 9 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» не устанавливает дополнительных ограничений права на свободу ассоциаций для военнослужащих Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.
Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.
Военнослужащие Российской Федерации могут участвовать в таких общественных объединениях, не преследующих политические цели, как: общественная организация, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности на общих основаниях.
Специальные законы как Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 №7ФЗ, Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не устанавливают дополнительных специальных ограничений для военнослужащих Российской Федерации.
Подводя итоги настоящей статьи можно сделать следующие выводы:
Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенция о защите прав человека и основных свобод предоставляют каждому человеку свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, однако указанные международные документы, не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, участниками общественных объединений, за исключением случаев установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Военнослужащие Российской Федерации являются субъектами права на свободу ассоциаций, однако реализация военнослужащими права на объединения подлежит с учетом ограничений, установленных в части 2 статьи 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает, что военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Из грамматического и буквального толкования нормы части 2 статьи 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.
В конструкции данной нормы соединительным союзом «и» объединены и разрешены два действия «состоять» и «участвовать», при наличии условия «не нахождения субъекта права при исполнении обязанностей военной службы».
Иными словами, военнослужащие должны выходить из состава общественного объединения во всех случаях, перечисленных статьей 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку их нахождение (состояние) в общественном объединении запрещено законом. На наш взгляд, часть 2 статьи 9 ФЗ «О статусе военнослужащих» необходимо изменить следующим образом: «Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели.
Военнослужащие вправе участвовать в деятельности общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».
Общим недостатком правового регулирования права на объединение военнослужащих Российской Федерации является отсутствие в законодательстве, и в частности, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» указаний на правомерные цели введенных специальных ограничений для реализации указанного права военнослужащих. Определение целей необходимо для толкования ограничений и определения соразмерности методов ограничений поставленным задачам.
Необходимо принять Федеральный закон «О профессиональных союзах военнослужащих», поскольку правовой вакуум в регулировании конституционного права военнослужащих на создание и участие в своих профессиональных союзах не может быть восполнен в полной мере применением к этим отношениям ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и статьи 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Отсутствие указанного федерального закона нарушается принцип правовой определенности, поскольку субъекты права не в состоянии самостоятельно установить особенности применения и границы допустимых ограничений их конституционного права.
Создание и существование профсоюзов военнослужащих необходимо для дополнительной защиты этой социальной группы, обладающей специфическим статусом, выполняющей уникальную социальную функцию. Это позволит эффективно решать экономические и социальные проблемы, так как принятые решения будут являться разумно взвешенными и учитывающими интересы правительства, военнослужащих и их профсоюзов.
На наш взгляд, учет мнения профсоюзов военнослужащих будет способствовать более консервативному и стабильному правовому регулированию статуса военнослужащих.
Право профсоюзов военнослужащих выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативно-правовых (пункт 4 части 1 статьи 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») (право законодательной инициативы), а также право участвовать в рассмотрении своих предложений (часть 4 статьи 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») в тоже время обеспечит возможность для своевременного принятия нормативно- правовых актов, для преодоления правовых пробелов в области правового регулирования правового статуса военнослужащих.
Дальнейшее развитие системы общественных объединений необходимо, на наш взгляд, для развития гражданского общества, поскольку позволяет осуществлять гражданский контроль даже области отношений традиционно основанных на принципе жесткого подчинения, соблюдения служебной иерархии и дисциплине.
На наш взгляд, необходимо предоставить дополнительную поддержу профсоюзам военнослужащих в области создания образовательных и научно-исследовательских учреждений, в сфере полномочий по формированию государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативно- правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, расширить права профсоюзов в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты, право на создание юридических служб и консультаций, в области разработки профсоюзами программ занятости военнослужащих уволенных из вооруженных сил.
Военнослужащие Российской Федерации могут участвовать в общественных объединениях, не преследующих политические цели, как: общественная организация, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности на общих основаниях. Специальные законы: Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 № 7 ФЗ, Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не устанавливают дополнительных специальных ограничений для военнослужащих Российской Федерации.
___________________________________
(1)Комментарий к Конституции Российской Федерации. /Общ. Ред. Ю.В. Кудрявцев.- М.: Фонд «Правовая культура», 1996. – с.130.; С.А. Авакьян «Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации (конституционно-правовые основы)», М.1996г. с.68.
(2) Cм. пункты 64-65 решения Европейского суда по правам человека по делу ЛЕ КОНТ (LE COMPTE), ВАН ЛЕВЕН (VAN LEUVEN), ДЕ МЕЙЕР (DE MEYERE) против Бельгии от 23 июня 1981;
(3) А.А. Дарков «К вопросу о понятии общественного объединения» // «Юрист» 5-6 1999 год с.24
(4) Согласно данным в ИНТЕРНЕТ сети, существовало несколько проектов федерального закона «О профессиональных союзах военнослужащих»: законопроект № 338972-3, вносился 06.06.2003 года депутатом Государственной Думы Головотюк А.М., (указанный законопроект был снят 08.11.2005 с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы), законопроект № 99014087-2, вносился 08.02.1999 года депутатами Государственной Думы Волковым В.М., Сурковым М.С.,(законопроект 26.12.2001 году был отклонен и снят с дальнейшего рассмотрения).
(5) Согласно данным ИНТЕРНЕТ сети в настоящее время в России существует Общероссийский профессиональный союз военнослужащих (НПСВ), который был образован 17 января 1992 г. на учредительной конференции в подмосковном городе Салтыковка. Официальный www-сервер Общероссийского профессионального союза военнослужащих http://www.npsv.ru
Согласно статье 11 Устава ОПСВ, его членом может быть любой гражданин из числа проходящих военную службу по контракту или уволенных с военной службы; состоящих на государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, таможенных органах Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, судах и прокуратура и имеющих специальные звания (классные чины); а так же граждан, имеющих специальные звания (классные чины) и вышедших на пенсию; членов семей, указанных категорий граждан, достигших 14 лет, который признает Устав ОПСВ и уплачивает членские взносы. Региональные организации ОПСВ действуют в 80 субъектах Российской Федерации. ОПСВ является членом Европейской Организации Военных Союзов (ЕВРОМИЛ) с момента официального принятия в октябре 1994 года, а также является наблюдателем в Европейской организации профсоюзов государственных учреждений и общественных служб (в Совете работников Европы в области обороны). По данным ИНТЕРНЕТ сети Общероссийский профессиональный союз военнослужащих (НПСВ) не единственный профсоюз военнослужащих, 26 декабря 1998 года в Москве создан Российский профсоюз военнослужащих (РПСВ), в г. Курске создан Независимый профсоюз военнослужащих, в г. Туле Независимый профсоюз военнослужащих в Российской Федерации, г. Калининграде Общероссийский профсоюз военнослужащих.
(6) Постановление на русском языке опубликовано в издании: Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. N 7. С. 57 - 99. http://www.echr.coe.int.
(7) Постановление на русском языке опубликовано в издании: Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1.- М.: Норма, 2000. С. 198 - 230.) ( п. 49).
(8) Абушенко Д.Б. Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе –М. : Издательство НОРМА, 2002. С.127.

©  Харитонов С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru