О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Электронное научное издание "Военное право" 2008г.

 

Юридическая ответственность за неисполнение общих обязанностей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Автор:
А.В. Титов, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.

Рецензент – Кудашкин Александр Васильевич, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы юридической ответственности военнослужащих за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими общих обязанностей.

Военнослужащий, общие обязанности, юридическая ответственность.


В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» на военнослужащих возлагаются общие, должностные и специальные обязанности.
Общие обязанности военнослужащих — это юридические обязанности, в одинаковой мере распространяющиеся на всех военнослужащих независимо от их служебного (должностного) положения и воинских званий[1], продиктованные как интересами защиты Отечества и условиями военной службы, так и характером задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации.
В теории права и законодательстве, а также на практике действие обязанностей рассматривается во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Точное установление границ действия обязанностей является важнейшим условием привлечения военнослужащего к тому или иному виду юридической ответственности. Оно необходимо потому, что каждая обязанность военнослужащего когда-то начинает и прекращает свое действие, функционирует на определенной территории, нередко адресована той или иной категории субъектов военно-служебных отношений.
От того, когда на военнослужащего возлагается исполнение той или иной обязанности, в определенной степени зависит эффективность юридических норм, достижение целей правового регулирования. С пределами действия обязанности связано осуществление требований законности.
Основное теоретическое и практическое значение имеет действие общих обязанностей военнослужащих во времени и в пространстве.
В российском законодательстве утвердилось положение о том, что совершенное нарушение должно оцениваться по закону, действовавшему в момент совершения этого нарушения.
В ч. 2 ст. 54 Конституция Российской Федерации закрепляет данное положение следующим образом: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». Такое положение требует точного определения действия общих обязанностей во времени.
Общие обязанности военнослужащих во времени характеризуются как длительные (продолжительные). Прежде всего, это обусловлено тем, что они исполняются гражданами в течение всего периода прохождения военной службы — с момента приобретения ими статуса военнослужащего и до окончания ими военной службы, после чего граждане перестают быть субъектами военно-служебных отношений и на них не распространяется статус военнослужащих. Длительный (продолжительный) характер данной группы обязанностей также предопределен сроком действия во времени нормативных актов, которыми они регулируются.
Время вступления нормативных актов в силу может быть указано в самом нормативном акте.
Общий порядок вступления нормативных актов в силу определяется:
— Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ;
— Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763;
— Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170.
Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти решающее значение для определения момента вступления его в силу имеет официальное опубликование.
В ст. 4 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» указывается, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система». Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. В данном Указе также определено, что:
— акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п. 5);
— акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие обязанности человека и гражданина вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п. 6);
— нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система» (п. 9).
Для нормативных актов, принимаемых в Вооруженных Силах Российской Федерации, решающее значение для определения момента вступления его в силу имеет момент их подписания (принятия или утверждения), если в тексте документа или законодательством не предусмотрена другая дата.
Нормативные акты прекращает действовать после их отмены, о чем должно быть прямое указание. Действие нормативного акта может быть прекращено в связи с истечением срока его действия, если этот нормативный акт был издан на определенное время. Например, нормативные акты при введении чрезвычайного или военного положения, действующие на период их введения.
Действие общих обязанностей в пространстве определяются территориальным принципом применения нормативных актов, их определяющих, а также статутным принципом.
Согласно территориальному принципу действие общих обязанностей военнослужащих объявляется на всей территории Российской Федерации.
Территорией Российской Федерации признается суша в пределах государственных границ, территориальные морские воды — в пределах двенадцатимильной зоны, исчисляемой от линии наибольшего отлива, а также воздушный столб — в пределах государственных границ и территориальных вод.
Корабли и суда Военно-Морского Флота или Военно-Воздушных Сил Российской Федерации считаются территорией России, где бы они ни находились.
Российским законодательством также предусмотрено нахождение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в установленном порядке за пределами территории Российской Федерации. Учитывая данное обстоятельство, представляется возможным выделить в качестве принципа действия обязанностей в пространстве статутный принцип. Он заключается в том, что на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (в том числе иностранных граждан) распространяется действие общих обязанностей где бы они не находились, в том числе и за границей.
Таким образом, общие обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации действуют независимо от места дислокации воинской части субъектов военно-служебных отношений, в которой они проходят военную службу, а также нахождения военнослужащих «на» или «за» пределами территории Российской Федерации.
Так, например, при нахождении военнослужащих на лечении в санатории или госпитале, проводя отпуск в г. Сочи или в Египте, Турции, Тунисе на военнослужащего распространяется действие общих обязанностей.
Принципы, характеризующие действие обязанностей в пространстве, предопределяют их действие по кругу лиц. По кругу лиц общие обязанности военнослужащих распространяются на всех субъектов военно-служебных отношений Вооруженных сил Российской Федерации. Так, в качестве субъектов военно-служебных отношений выступают российские и иностранные граждане, имеющие статус военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Общие обязанности военнослужащих закреплены в ст. 26 Федерального закона
«О статусе военнослужащих», дополнены и конкретизированы в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, других нормативных правовых актах Российской Федерации.
Опустив перечисление общих обязанностей, рассмотрим вопросы, связанные с привлечением военнослужащих за их неисполнение к юридической ответственности.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность. Командиры (начальники) согласно ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации вправе привлекать военнослужащих к дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки, т. е. противоправные, виновные действия (бездействия), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности. В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).
С учетом того обстоятельства, что общие обязанности определяют порядок исполнения должного поведения каждого военнослужащего в указанных выше нормативных правовых актах, неисполнение их правомерно считать нарушением воинской дисциплины. К нарушениям воинской дисциплины можно отнести: невыполнение воинского приветствия, употребление алкогольных напитков в служебное время, нарушение распорядка дня (регламента служебного времени) и т. п.
Таким образом, командиры (начальники) вправе привлекать военнослужащих виновных в нарушении порядка и правил исполнения общих обязанностей, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников) к дисциплинарной ответственности.
Административная ответственность военнослужащих за неисполнение общих обязанностей наступает в тех случаях, когда такое неисполнение будет признано в установленном порядке административным правонарушением. Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, военнослужащий, не исполняющий общие обязанности, может быть привлечен к административной ответственности соответствующими должностными лицами, когда такое неисполнение будет признано ими административным правонарушением.
К наиболее распространенным административным правонарушениям, связанным с неисполнением общих обязанностей военнослужащих, следует отнести:
— нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);
— административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ);
— административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ);
— невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ).
Материальная ответственность. В правоприменительной практике, основанной, прежде всего, на Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ, выделяют следующие необходимые и достаточные условия материальной ответственности военнослужащих:
— нарушение военнослужащим нормы права (правонарушение);
— наличие реального ущерба имуществу воинской части;
— наличие причинно-следственной связи между совершенным военнослужащим правонарушением и наступившим реальным ущербом;
— несение военнослужащим обязанностей согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ;
— вина военнослужащего.
Анализ содержания п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» позволяет сделать вывод о том, что во всех определяемых в ней случаях военнослужащий исполняет общие обязанности.
Таким образом, в случае причинения ущерба воинской части, при наличии всех вышеперечисленных в совокупности условий, командир (начальник) вправе привлечь военнослужащего, исполняющего общие обязанности, к материальной ответственности в порядке и по правилам, определяемым Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».
Уголовная ответственность военнослужащих за неисполнение общих обязанностей наступает в тех случаях, когда такое неисполнение будет признано в установленном порядке преступлением. Согласно ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное данным УК РФ под угрозой наказания.
Таким образом, военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности за неисполнение общих обязанностей лишь в тех случаях, когда такое неисполнение признается общественно опасным деянием, запрещенным УК РФ
К наиболее распространенным преступлениям, связанным с неисполнением общих обязанностей военнослужащих, следует отнести:
— неисполнение приказа (ст. 322 УК РФ);
— сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ);
— насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ);
— нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ;
— оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ;
— самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ);
— дезертирство (ст. 338 УК РФ);
— уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347 УК РФ);
— утрата военного имущества (ст. 348 УК РФ).
Так, если привлечение к дисциплинарной ответственности за неисполнение общих обязанностей у командиров (начальников) не вызывает сомнения, то применение гражданско-правовой, административной и уголовной практически не используется.
Гражданско-правовая ответственность военнослужащих, как правило, наступает за неисполнение общей обязанности строго соблюдать законы Российской Федерации. Основанием для привлечения военнослужащего к данному виду ответственности признается факт причинения вреда имуществу гражданина или юридического лица либо неимущественным благам — жизни, здоровью гражданина (например, в результате ДТП, неосторожного обращения с огнем или с оружием и т. п.).

______________________________________________________
[1] Побежимов И.Ф., Артамонов Д.Н. Общевоинские уставы — свод правил поведения и деятельности военнослужащих. М., 1964. С. 18.

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru