О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Электронное научное издание "Военное право" 2008г.

 

Установление правосубъектности воинских частей (объединений, соединений) Вооруженных Сил Российской Федерации — необходимая основа для

Автор:
А.Ю. Перепёлкин, начальник Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации

Рецензент – Кудашкин Александр Васильевич, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются актуальные вопросы гражданско-правового положения воинских частей, которое в настоящее время в большинстве случаев неопределенно. Предлагаются пути решения коллизионных вопросов.

Воинская часть, правосубъектность, юридическая ответственность.



В настоящее время более 5 000 военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ВС РФ), финансируемых через органы Федерального казначейства Российской Федерации, не имея правовых оснований для деятельности в качестве юридических лиц (отсутствуют решения собственника о создании и уставы), зарегистрированы как таковые.
Прежде всего, хотелось бы определиться с терминологией. Под военной организацией принято понимать все составные части ВС РФ, определенные в ст.11 Федерального закона «Об обороне», а именно:
— центральные органы военного управления;
— объединения;
— соединения;
— воинские части;
— организации.
Во избежание терминологической путаницы хотелось бы подчеркнуть, что организации, как это понимается гражданским законодательством (ст. 48 ГК РФ), являются лишь одним из видов военных организаций и в системе ВС РФ существуют в организационно-правовых формах федерального государственного учреждения (автономного или бюджетного) и федерального государственного унитарного предприятия (основанного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Правосубъектность этих организаций, и в частности ответственность, достаточно полно регламентированы законодательством именно применительно к указанным организационно-правовым формам[1].
При этом, остальные военные организации (центральные органы военного управления; объединения; соединения; воинские части) — составные части ВС РФ до настоящего времени остаются в определенном, если так можно выразиться, «статусном вакууме», их правовое положение можно считать достаточно определенным только применительно к отношениям, регулируемым военным правом, которые формализуются в военном законодательстве[2].
Необходимо отметить различные подходы к понятию «организация» в гражданском и административном праве. Так, в административно-правовом смысле под организацией А.В. Кудашкин понимает совокупность людей, объединенных в коллектив, осуществляющих деятельность, направленную на достижение нормативно установленных целей и решение конкретных задач. Разновидностью организации является орган, представляющий конкретную разновидность организации и, как правило, часть ее, реализующая функции организации по ее поручению (в случае вхождения в организацию) или выполняющая самостоятельные функции, нормативно ей установленные[3].
В своей деятельности управления объединений, управления соединений и воинские части ВС РФ взаимодействуют с широким кругом контрагентов, в том числе с негосударственными, в связи с чем при заключении договоров и их выполнении они должны обладать объемом прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации для юридических лиц.
Центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части (далее — воинские части) участвуют в хозяйственном обороте, направленном на обеспечение ВС РФ, получают и расходуют бюджетные ассигнования, выступают нанимателем гражданского персонала, начисляют и уплачивают налоги, выступая при этом в качестве налогоплательщика или налогового агента. Однако в области гражданского, бюджетного, финансового, налогового, трудового права практически отсутствует легальное определение воинской части как специфического субъекта, закрепляющее ее правовое положение. Эпизодическое упоминание воинских частей в этих отраслях права является лишь попыткой «латания дыр» и не носит системного характера. Как пример можно привести положения ч. 7 ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой «…органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Кодекса». Несомненно, такая норма позволила сохранить систему бюджетного финансирования ВС РФ, так как воинские части выпали из «типовых» бюджетных распорядителей и получателей, установленных Бюджетным кодексом. При этом, остался огромный пласт неурегулированных вопросов, особенно если обратить внимание на тот факт, что воинским частям полагаются лишь «полномочия» субъектов бюджетного процесса. Выпадают из поля правового регулирования бюджетного законодательства права и обязанности и, что немаловажно, ответственность воинских частей.
Из-за неурегулированности данных вопросов Министерство обороны Российской Федерации не может в полной мере оперировать нормами финансового, налогового и бюджетного права, в том числе нормами, устанавливающими надлежащий контроль и учет за деятельностью ВС РФ. Тем самым создаются предпосылки к нарушениям финансовой и договорной дисциплины, что, в свою очередь, порождает многочисленные судебные разбирательства с противоречивой судебной практикой.
Гражданское право в качестве субъектов оперирует понятиями юридических и физических лиц и государства как специфического субъекта права. Воинские части не подходят ни под один из типовых видов гражданско-правовых субъектов. Представителями государства они быть не могут, так как таковыми могут являться лишь органы власти (в составе Вооруженных Сил Российской Федерации — Министерство обороны Российской Федерации). Воинские части, участвующие в хозяйственном обороте, по общему пониманию и фактическому «образу жизни» (имеется в виду их участие в гражданском обороте, хозяйственной деятельности) наиболее близко схожи с юридическими лицами. Воинская часть — это, несомненно, организация в гражданско-правовом смысле, которая должна обладать обособленным имуществом на праве оперативного управления, должна отвечает по своим обязательствам этим имуществом (или денежными средствами, предоставляемыми из бюджета по смете), должна от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Однако юридические лица согласно ГК РФ должны иметь конкретную организационно-правовую форму, установленную законодательством. При этом, юридическое лицо в определенной организационно-правовой форме возникает с момента его государственной регистрации, которой, в свою очередь, должны предшествовать процедуры создания. Правовое положение юридического лица конкретизируется в его учредительных документах. В настоящее время можно констатировать, что в подавляющем большинстве случаев не осуществлены должные процедуры создания и утверждения учредительных документов воинских частей как юридических лиц.
Многие другие отрасли права в качестве своего субъекта используют субъектов гражданского права или создают определение собственных субъектов, отталкиваясь от субъектов гражданского права. Как пример, в налоговом праве основной субъект — налогоплательщик раскрывается через понятие организации, которая, в свою очередь, определяется через понятие юридического лица.
Таким образом, ключевым остается вопрос определения статуса воинской части как субъекта гражданского права. Создание определенности в этом вопросе позволит решить множество проблем, существующих в настоящее время при функционировании воинских частей.
Представляется, что единственно возможным институтом юридического лица для управлений объединений, управлений соединений и воинских частей ВС РФ является федеральное государственное учреждение, финансируемое из федерального бюджета (бюджетное учреждение).
В целях совершенствования деятельности управлений объединений, управлений соединений и воинских частей ВС РФ в качестве юридических лиц необходимо разработать проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об обороне», которым предусмотреть что:
управления объединений и управления соединений ВС РФ будут являться юридическими лицами в организационно-правовой форме федерального государственного бюджетного учреждения;
воинские части ВС РФ смогут стать юридическими лицами в организационно-правовой форме федерального государственного бюджетного учреждения в случаях, если они организационно не входят в состав объединений и соединений ВС РФ либо дислоцированы на значительном удалении от управлений объединений и управлений соединений ВС РФ, в состав которых входят организационно, и осуществляют самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность;
поскольку на управления объединений, управления соединений, а также воинские части возлагаются разные задачи, их деятельность как юридических лиц будет регулироваться общими положениями о каждом «уровне» и группе (по сходным функционалам и видам деятельности) соответствующих управлений объединений, управлений соединений и воинских частей;
решение о создании (реорганизации, ликвидации) этих юридических лиц будет приниматься министром обороны Российской Федерации. Решения о сформировании (переформировании, расформировании) объединений и соединений ВС РФ будут приниматься Президентом Российской Федерации, а в отношении воинских частей (полк, отдельный батальон и им равные) — министром обороны Российской Федерации;
руководителем воинской части — юридического лица по должности будет соответствующий командир (начальник).
Каковы последствия принятия указанного законопроекта? Предлагаемое изменение позволит:
урегулировать существующие пробелы в законодательстве, касающиеся государственной регистрации и обеспечения нормальной повседневной деятельности управлений объединений, управлений соединений и воинских частей ВС РФ в качестве юридических лиц;
усилить контроль за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью ВС РФ;
упорядочить имущественные правоотношения в отношении федеральной собственности;
создать условия законного расходования бюджетных средств в рамках бюджетных правоотношений.
Также повысится личная ответственность руководящих должностных лиц ВС РФ за принимаемые решения и эффективность деятельности управлений объединений, управлений соединений и воинских частей ВС РФ в гражданско-правовых отношениях.

_______________________________________________________
[1] См., подробнее: Бараненков В.В. Военная организация как юридическое лицо в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1999; Он же. Теоретико-правовые основы юридической личности военных организаций: Дисс. … докт. юрид. наук. М., 2008; Ярмак Р.Н. Правовое положение федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2007 и др.
[2] См., подробнее: Военное право: Учебник / Под ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004; Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): Учебник. М., 2008.
[3] Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003.

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru