О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Журнал "Военное право" 2007г.

 

О противоречивости в трактовании законодательства в вопросах обеспечения денежным довольствием военнослужащих

Е.В. Иванов,
помощник командира войсковой части 48670 по финансово-экономической работе, старший лейтенант

Семь раз отмерь один отрежь (пословица)

Проблема социальной защиты военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей разрабатывается в прямой постановке с конца 80-х годов ХХ века и в настоящее время находится на стадии активного обсуждения и исследования. Все прекрасно понимают о масштабности и значимости в современной России такой постоянно меняющейся категории как социальная защитû. Поэтому очень важно, чтобы все должностные лица правильно понимали и толковали все нормативно-правовые акты, касающиеся данного понятия.
В системе должностных лиц, отвечающих за социальную защищенность военнослужащих, можно выделить:
- должностные лица, непосредственно исполняющие нормативные акты (работники финансовой службы);
- должностные лица, контролирующие исполнение нормативных актов и проводящие правовую работу (юридические работники).
К сожалению, в жизни встречаются случаи, когда и первые и вторые должностные лица неправильно трактуют нормативно-правовые акты. При этом они не пытаются детально разобраться и до конца вникнуть в нормативные акты, что приводит к негативным последствиям и к нагнетанию неблагоприятной обстановки среди военнослужащих.
Так, в статье Некоторые проблемы обеспечения военнослужащих дополнительными денежными выплатами (1) автор довольно хорошо описал, как неправомерно действуют работники финансовых служб:
- не выплачивают ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы в увеличенном размере военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в городах Москве, Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту 2005 г. № 47;
- не производят выплату (в виде единовременного пособия) военнослужащим на обзаведение имуществом первой необходимости в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 460 (2), военнослужащим после окончания школ прапорщиков;
- удерживали налог на доходы физических лиц с данной выплаты.
Что касается первого пункта, то с ним с полной уверенностью можно согласиться. В данном случае военнослужащие должны отстаивать свои законные права и требовать выплаты сумм фактической недоплаты денежного довольствия в соответствии с п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны 2006 г. № 200. При рассмотрении второго и третьего пункта в связи с сомнительностью сделанных выводов возникает вопрос: А до конца ли автор (юридический работник) разобрался с правовыми аспектами производства данных начислений и удержаний?..
В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ О статусе военнослужащих и п. 277 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны 2006 г. 200, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, производится выплата (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости в размере до 12 окладов денежного содержания в одном из следующих случаев:
- в течение 3 месяцев со дня назначения на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим первого офицерского звания;
- в течение 3 месяцев со дня назначения на воинскую должность при заключении военнослужащим, проходящим службу по призыву, или гражданами, поступающими на военную службу по контракту, первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более;
- в течение 3 месяцев со дня заключения первого брака.
Вопрос возникает относительно второго основания в связи с его неясностью и двояким толкованием . Автор статьи утверждает, что выплата производится, и никаких препятствий для этого нет. В связи с этим возникает необходимость разобраться и все же попробовать расставить все точки над i .
Аргументы, предъявленные автором, о том, что никаких ограничений по составам и категориям военнослужащих, на которые распространяется указанное основание для предоставления выплаты, законом не предусмотрено , не правомочны. Для рассмотрения данного вывода необходимо заметить, что выплата производится только при соблюдении всех трех условий:
- назначение на воинскую должность;
- заключение первого контракта;
- сроком на пять лет и более.
Следовательно, необходимо выделить основные термины, которые и накладывают ограничения, а именно:
- назначение на воинскую должность при заключении первого контрактû;
- заключение первого контракта на срок пять лет и более .
В целях наиболее ясного понимания установленных граниû условно разделим всех военнослужащих на две группы:
- военнослужащие и граждане, поступившие на военную службу в воинские части (войска) и заключившие в них первый контракт о прохождении военной службы;
- военнослужащие и граждане, зачисленные в военно-учебные заведения и заключившие в них первый контракт о прохождении военной службы.
Ограничения по первой группе связаны с термином заключение первого контракта на срок пять лет и более , и они очевидны. В соответствии с п.п. б) ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237 первый контракт сроком на пять лет могут заключать только поступающие на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера. Соответственно, данный вид выплаты производится только прапорщикам, мичманам и офицерам, поступившим на военную службу в воинские части (войска) и заключившим в них первый контракт о прохождении военной службы сроком на пять лет.
А вот со второй группой следует тщательно разобраться. Здесь ограничения наступают в связи с применением термина назначение на воинскую должность : при заключении первого контракта и после окончания военно-учебного заведения.
В соответствии с п.п. 2 и 3 п. 7 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237 военнослужащие или граждане назначаются на воинскую должность курсанта при зачислении в военно-учебное заведение, а не при заключении первого контракта. Следовательно, при заключении первого контракта всем категориям курсантов выплата не производится. Что и предписано в п. 7 ст. 13 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ О статусе военнослужащих и п. 277 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны 2006 г. № 200.
В соответствии с п.п. 1 п. 9 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237, и п.п. 6 п. 1 ст. 35 Федерального закона 1998 г. № 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе военнослужащие после окончания военно-учебных заведений назначаются на воинские должности с необходимым уровнем образования. Опять же про заключение первого контракта не сказано ни слова, да и трехмесячный срок уже истечет. Поэтому и после окончания военно-учебного заведения данная категория не имеет права на получение выплаты.
Если проанализировать ответ Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. № 180/1/1/92 на запрос, то можно признать его, вообще, утопией:
Гражданам, поступившим в школу прапорщиков и заключившим контракт на время обучения и пять лет после его окончания, выплата на обзаведение имуществом первой необходимости производится на основании абзаца третьего пункта 1 Инструкции о размерах и порядке выплаты(в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 460 (2) .
Еще раз напомним, что в соответствии с п.п. 2 и 3 п. 7 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237 военнослужащие или граждане при зачислении в военно-учебное заведение назначаются на воинскую должность курсанта. А в соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ О статусе военнослужащих и п. 277 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны 2006 г. № 200 выплата курсантам не производится. Данное заключение также подтвердили в Финансово-экономическом управление Северо-Кавказского военного округа Министерства обороны Российской Федерации в своем ответе от 18 августа 2006 г. № 25/1/д2948 на запрос:
Военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания школы прапорщиков и заключившие первый контракт на время обучения и пять лет после его окончания, не подпадают ни под одно из условий, перечисленных в п. 1 Инструкции о размерах и порядке выплаты (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 460 (2). Следовательно, выплата на обзаведение имуществом первой необходимости данной категории не производится .
Также можно подойти к рассмотрению данной проблемы немножко с другой стороны. Если выплата положена выпускникам школ прапорщиков, то на кого распространяется первое основание п. 277 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны 2006 г. № 200? Так как, если исходить из этого утверждения, то и выпускники высших военно-учебных заведений (после окончания с присвоением первого офицерского звания) подпадают под третье основание предоставления выплаты. Значит, Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны 2006 г. № 200 четко разделяет выпускников высших военно-учебных заведений (после окончания с присвоением первого офицерского звания), которым выплата производится по первому основанию, и выпускников школ прапорщиков, которым выплата не производится.
В связи с отказом должностных лиц производить выплату автор статьи также ссылается на нарушение прав отдельных категорий военнослужащих на получение выплаты. Однако о том, что в соответствии с п. 254 и 257 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны 2006 г. № 200, единовременное пособие при заключении контракта выплачивается только данной категории, умалчивает.
В действующем законодательстве военнослужащим при заключении первого контракта предусмотрено два вида выплат: выплата (виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости и единовременное пособие при заключении контракта - поэтому каждая категория военнослужащих может получить какой-то один вид. Таким образом, в целях устранения возникающих вопросов существует явная необходимость внести изменения в Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны 2006 г. № 200: в п. 3 ст. 277 слова и более исключить.
Что касается законности удержания налога на доходы с физических лиц с данной выплаты, то можно сказать следующее. Командир действовал правильно, в соответствии с действующим на то время законодательством, поэтому ни каких претензий со стороны военнослужащих быть не может. Но при этом вопрос, возникающий у военнослужащих: Можно ли в данной ситуации вернуть излишне удержанные суммы налога на доходы физических лиц? - закономерен.
Автор предлагает попытаться разрешить рассматриваемую ситуацию в досудебном порядке. Представить заявление налоговому агенту о возврате излишне удержанных сумм налога в соответствии с п. 1 ст. 231 Налогового кодекса Российской Федерации, и только после этого обращаться в суд. В данном случае никаких спорных вопросов: является ли или нет воинская часть налоговым агентом и юридическим лицом? - быть не должно.
Так, в письме Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2006 г. № 03-02-07/1-295, в письме Федеральной налоговой службы от 10 августа 2006 г. № 09-2-02/3910 и указаниях начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 180/12/445 О мерах по реализации требований директивы Министра обороны Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № Д-66 четко прописано, что воинские части являются юридическими лицами. Исходя из этого, они подлежат постановке на учет юридических лиц в налоговых органах(3) и обязательной государственной регистрации как юридическое лицо в уполномоченном государственном органе (4).
Кроме того, при отказе налогового агента вернуть излишне удержанные суммы налога, есть еще одно положительное решение без подачи искового заявления. В силу п. 2 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ) вправе представить в налоговый орган по месту жительства и лица, на которых не возложена обязанность ее представлять.
В соответствии с п. 4 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику необходимо в разделе 6 налоговой декларации указать сумму, подлежащую возврату из бюджета. Данная сумма после проведения камеральной налоговой проверки (в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации) перечисляется на расчетный счет, указываемый при ее подаче. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе участвовать и давать пояснения при проведении проверки. Вместе с налоговой декларацией (форма 3-НДФЛ) следует подать справку о доходах (форма 2-НДФЛ) и ксерокопию расчетной книжки (другого документа).
В заключение подчеркнем огромную ответственность должностных лиц в принятии соответствующих решений в обеспечении военнослужащих денежным довольствием. Хочется верить, что в ближайшем будущем от подобных решений не будет зависеть материальное состояние военнослужащих и членов их семей.
__________________________________________________________________
1 См.: Право в Вооруженных Силах. 2006. 10.
2 Отменен приказом Министра обороны 2006 г. № 358 О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации в связи с изданием приказа Министра обороны 2006 г. 200 Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации .
3 См.: п. 2 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации.
4 См.: п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru