О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Журнал "Военное право" 2006 г.

 

К вопросу о продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих – преподавателей высших военных учебных заведений.

Автор:
Трощенко Р.А. Преподаватель кафедры № 42 (КЭАТ) 4 –го Факультета Авиационного Краснодарского ВВАУЛ (г. Балашов), майор.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее Закон о статусе) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п.3 ст.11, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .
Таким образом, указанная статья Закона о статусе не содержит единой для всех военнослужащих нормы продолжительности еженедельного служебного времени.
По сложившейся практике одним из основных нормативных актом регулирующим продолжительность еженедельного рабочего времени является ТК РФ.
В соответствии с ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Следует заметить, что в п.2 Постановления от 14 февраля 2000 г. № 9 Верховный Суд Российской Федерации указал, что нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Однако поскольку ст. 11 Закона о статусе прямо указывает на то, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, постольку применение ст.91 ТК РФ в данном случае обоснованно.
В нормативных актах федеральных органов исполнительной власти еженедельная продолжительность служебного времени военнослужащих проходящих службу по контракту установлена равной 40 часам, в том числе и со ссылкой на ст. 91 ТК РФ . На указанную статью ТК РФ ссылаются и авторы комментариев ст.11 Закона о статусе .
Вместе с тем как отмечалось выше из содержания ст. 11 Закона о статусе следует, что ТК РФ не является единственным нормативным актом для определения общей продолжительности еженедельного служебного времени, что и имеет место в действующем законодательстве.
Например, Приказом Министра обороны "Об основных санитарных правилах работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений и льготах военнослужащим, работающим с источниками ионизирующих излучений" 1983 г. N 285 некоторым категориям указанных военнослужащих установлена сокращенная продолжительность еженедельного служебного времени (36, 30 и 24 часа).
Возникает вопрос, в соответствии с каким федеральным законом (или иным нормативным правовым актом РФ) должна определяться продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих проходящих службу на должностях профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 августа 2005г. № 319 «Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений министерства Обороны Российской Федерации» (далее Приказ) еженедельная продолжительность служебного времени для преподавателей из числа военнослужащих установлена равной 40 часам.
Вместе с тем в соответствии с п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон об образовании) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Распространяется ли норма Закона об образовании сокращённой продолжительности рабочего времени на военнослужащих из числа профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений? Представляется, что должна распространяться по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 650, высшие военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На обоснованность применения норм федерального законодательства в области образования к правоотношениям с участием военнослужащих – преподавателей высших военных учебных заведений, указывают и общие выводы Верховного Суда Российской Федерации. В частности, по одному из дел, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30 ноября 2001 г. № ВКПИ 01-76 указал следующее: «Как усматривается из ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ и ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, высшие военно-учебные заведения (военные образовательные учреждения высшего профессионального образования) входят в единую систему образовательных учреждений Российской Федерации и на них в полном объеме распространяется действие федерального законодательства в области образования».
Другой вопрос – не противоречит ли указанная норма Закона об образовании ст. 11 Закона о статусе?
Совершенно очевидно, что не противоречит, поскольку иная продолжительность еженедельного служебного времени самим Законом о статусе не установлена, и более того в силу своей бланкетности ст. 11 Закона о статусе прямо отсылает к иным нормативно-правовым актам, устанавливающим эту продолжительность.
Следует отметить, что Приказ создаёт иллюзию того, что он издан в соответствии с положениями Закона об образовании, поскольку содержит норму о сокращенной продолжительности рабочего времени в 36 часов (п.8 Приказа). Однако, по мнению автора, Приказ противоречит не только ст. 55 Закона об образовании, но и Закону о статусе.
Как видно из п. 1 ст.11 Закона о статусе продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включает в себя время исполнения всех обязанностей военной службы, за исключением мероприятий проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Перечень таких мероприятий установлен приказом МО РФ от 10 ноября 1998 г. № 492 «Об утверждении перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих». В указанный перечень входит и несение нарядов по службе. В тоже время п. 6 Приказа в противоречие п.3 ст. 11 Закона несение нарядов по службе относит к мероприятиям проводимых в пределах 40-часовой продолжительности еженедельного служебного времени (то есть в пределах общей продолжительности еженедельного служебного времени).
Таким образом, исходя из содержания ст. 11 Закона о статусе, для военнослужащих из числа преподавателей в рамках общей продолжительности еженедельного служебного времени должны проводится все мероприятия указанные в п.п. 6,8 Приказа (все виды учебной, методической, научной и воспитательной работы, предусмотренные должностными обязанностями, а также командирская подготовка и др.), за исключением несения нарядов по службе.
Ещё одним из доводов в пользу сокращённой продолжительности еженедельного служебного времени для военнослужащих из числа профессорско-преподавательского состава может служить следующее обстоятельство.
В соответствии с п.4 ст.11 Закона о статусе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, то есть – не менее четырёх суток в месяц. В то же время остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.
Вместе с тем, при исчислении продолжительности основного отпуска военнослужащие из числа преподавателей не имеют преимуществ, по сравнению с остальными военнослужащими. Таким образом, гарантированное Законом общее количество суток отдыха в году, включая отпуск, у первых меньше чем у остальных военнослужащих. Это косвенным образом подтверждает справедливость и обоснованность установления для профессорско-преподавательского состава меньшей, чем остальным военнослужащим продолжительности еженедельного служебного времени при прочих равных условиях.
В заключение следует отметить, что Федеральным законом от 17 октября 2006 г. № 163–ФЗ, статья 13 Закона о статусе, изложена в новой редакции прямо отсылающей к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», что в принципе указывает на обоснованность применения и иных норм федерального законодательства в области высшего образования к правоотношениям с участием военнослужащих, проходящих службу на должностях профессорско-преподавательского состава. Основное условия такого применения – нормы федерального законодательства в области высшего образования не должны противоречить федеральному законодательству, регулирующему порядок прохождения военной службы.
Нормы п.5 ст. 55 Закона об образовании нормам ст. 11 Закона о статусе не противоречат.
Таким образом, следует придти к выводу о том, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 11 Закона о статусе, не должна превышать 36 часов в неделю. Нормы Приказа устанавливающие еженедельную продолжительность служебного времени для преподавателей из числа военнослужащих равной 40 часам как противоречащие Закону об образовании являются предметом для оспаривания в судебном порядке.

Библиография:

Нормативно-правовые акты

1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 13.12.2001г. № 197- ФЗ// "Российская газета". – 2001. – № 256.
2. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ //СЗ РФ. – 1998. – № 22. – ст. 2331.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 // "Российская газета". – 1992. – № 172.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.2001г. № 650 «Об утверждении типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования» // СЗ РФ. – 1999. – № 27. – ст. 3361.
5. Приказ ФСО Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 95 «О Регламенте служебного времени военнослужащих ФСО России, проходящих военную службу по контракту». // Российская газета. – 2003. – № 91.
6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 319 «Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации». // Российская газета. – 2005. – № 195.

Литература

1. А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный). – М., 2005.

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru