О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Журнал "Военное право" 2005 г.

 

Порядок возложения обязанностей и выплата окладов военнослужащим по воинской должности при временном исполнении должностей

Автор:
Е.Н. Нестеров,
майор юстиции, помощник командира войсковой части 83440 - начальник юридической службы
Дата публикации - 26.12.2005г.

Порядок возложения обязанностей и выплата окладов военнослужащим по воинской
должности при временном исполнении должностей

В соответствии со ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), в связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по следующей равной или высшей воинской должности, которую он не занимает:

- вакантной (незанятой) воинской должности с его согласия (временное исполнение должности врид), т.е. должности, на которую в установленном порядке не назначен военнослужащий или лицо, гражданского персонала (когда допускается назначение лица гражданского персонала на воинскую должность;

- невакантной (занятой) воинской должности без его согласия (временное исполнение обязанностей врио), т.е. в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего (например, при нахождении в отпуске, командировке и т.д.) или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности.

При этом военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается.

Ответственность в данном случае военнослужащий может нести только за исполнение обязанностей по временно исполняемой воинской должности.

Возложение временного исполнения обязанностей по нижестоящей воинской должности и должности, подлежащей укомплектованию лицом гражданского персонала, не допускается.

Непрерывный срок временного исполнения обязанностей по воинской должности, которую военнослужащий не занимает, не должен превышать:

- шести месяцев в случае исполнения обязанностей по вакантной воинской должности;

- четырех месяцев в случае исполнения обязанностей по невакантной воинской должности.

На военнослужащего может быть с его согласия возложено исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком.

Возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности и освобождение его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность.

При этом возложение на военнослужащих временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, подлежащим замещению высшими офицерами, осуществляется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с разрешения Президента Российской Федерации.

Командир воинской части, ему равный по должности или вышестоящий командир (начальник) в случае своего временного отсутствия возлагает временное исполнение обязанностей по своей воинской должности на одного из заместителей. В случае отсутствия штатного заместителя и если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию. Вступивший в командование военнослужащий докладывает об этом старшему командиру или начальнику (ст. 84 УВС ВС РФ).

Временное исполнение обязанностей по невакантной воинской должности возлагается на военнослужащего командиром воинской части, ему равным по должности или вышестоящим командиром (начальником), являющимся его прямым начальником и ближайшим прямым начальником временно отсутствующего военнослужащего.

Для временного исполнения обязанностей по вакантным и невакантным воинским должностям назначаются военнослужащие соответствующего состава.

- солдаты, матросы, сержанты и старшины по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены указанные воинские звания, а также воинские звания прапорщиков (мичманов);

- прапорщики и мичманы по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков (мичманов) и младших офицеров;

- младшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания младших офицеров и старших офицеров;

- старшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские
звания старших офицеров и высших офицеров;

- высшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров.

Возложение временного исполнения обязанностей по воинской должности на военнослужащего производится только в связи со служебной необходимостью, которую определяет командир (начальник), в чьем прямом подчинении находится или должен находиться военнослужащий по указанной должности.

Положением о порядке прохождения военной службы не ограничена возможность неоднократного возложения на военнослужащего временного исполнения обязанностей по одной и той же или иной воинской должности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Положения, установившим непрерывные сроки временного исполнения обязанностей по воинской должности, допускается возможность последующего возложения указанных обязанностей после его перерыва, т.е. издания приказа о прекращении временного исполнения обязанностей по воинской должности и через определенный промежуток времени (продолжительность которого не установлена) издания приказа о возложении их снова.

Издание приказа о временном возложении обязанностей по вакантной или невакантной воинской должности является основанием для приема обязанностей и дел по ней.

Денежное довольствие по временно исполняемой вакантной должности должно выплачиваться исходя из оклада по воинской должности, которую военнослужащий исполняет, т.е. после приема дел и обязанностей, что подтверждается написанием рапорта и изданием на его основании приказа по строевой части.

Военнослужащим, временно исполняющим должности с большими окладами, выплачиваются с соблюдением следующего:

А) военнослужащему, допущенному к временному исполнению невакантной должности, оклад по этой должности выплачивается, если военнослужащий, постоянно занимающий должность, а также его заместители и помощники - военнослужащие, независимо от их функциональных обязанностей, убыли из воинской части или временно освобождены от служебных обязанностей по болезни.

При этом срок временного исполнения должности не прерывается, если военнослужащий, постоянно занимающий эту должность, или его заместитель (помощник) возвратился в воинскую часть и, не вступая в исполнение должности, вновь убыл из части или освобожден от служебных обязанностей по болезни;

Б) военнослужащим - начальникам штабов воинских частей и подразделений, заместителям и помощникам командиров и начальников всех наименований, независимо от их функциональных обязанностей, при временном исполнении невакантных должностей непосредственных командиров и начальников выплачиваются оклады по основным, а не по временно исполняемым должностям.

При временном исполнении указанными военнослужащими вакантных должностей непосредственных командиров и начальников выплачиваются оклады по временно исполняемым должностям на общих основаниях.

Военнослужащим допущенным к временному исполнению вакантных и невакантных должностей в другой воинской части, оклады по временно исполняемым должностям не выплачиваются, исключения составляют:

1. Офицеры-врачи и офицеры, находящиеся в распоряжении, которым разрешается исполнять должности в любой воинской части. Доплата разницы в окладах производится с учетом исполняемой должности;

2. Офицеры, состоящие в распоряжении, допущенные приказом командира (начальника), в распоряжении которого они состоят, к временному исполнению вакантных должностей по их специальности, за время фактического исполнения этих должностей выплачиваются оклады по временно исполняемым должностям.

Второе исключение распространяется только на находящихся в распоряжении офицеров. На прапорщиков, мичманов, иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, оно не распространяется.

При временном исполнении должностей прапорщиками и военнослужащими, проходящими службу по контракту на должностях солдат, сержантов, доплата определяется так же, как у офицеров, однако при временном исполнении офицерских должностей разница определяется от 9-го тарифного разряда.

Разница в окладах по основной и временно исполняемой должности выплачивается за прошлый месяц (месяцы) одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц, а военнослужащим, откомандированным к новому месту службы (учебы) или увольняемым с военной службы, - при убытии из воинской части во всех случаях при условии, что ко дню выплаты истекли установленные минимальные сроки временного исполнения должности.

Чтобы исключить повторные выплаты разницы в окладах, доплата за временное исполнение должностей производится только по основным ведомостям.

Во всех случаях основаниями для выплаты разницы в окладах при временном исполнении должностей являются:

- приказ командира части о допуске к временному исполнению должности;

- приказ командира части о вступлении во временное исполнение должности;

- приказ командира части об освобождении военнослужащего от временного исполнения должности.

Одним из обязательных условий для выплаты разницы в окладах по временно исполняемым должностям, предусмотренным ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. 075, является непрерывное исполнение должностей свыше 30 или 60 дней (соответственно, вакантных и невакантных должностей).

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. КАС05-137, признано недействующей и не подлежащей применению со дня вынесения вышеуказанного определения ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ, в части, ограничивающей выплату должностных окладов по временно исполняемым должностям условием, если временное исполнение невакантной должности продолжалось непрерывно более 60 дней.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями) недействующей в части, устанавливающей ограничение на выплату оклада по временно исполняемой должности для лиц, исполнявших невакантную должность непрерывно не более 60 дней, считая, что такое ограничение противоречит конституционному принципу вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, нарушает его права. В обоснование своего требования он указал, что является начальником учебного отдела Военного финансово-экономического университета Министерства обороны Российской Федерации, в отсутствие заместителя начальника университета по учебной и научной работе неоднократно исполнял его обязанности, в том числе в течение последнего года в общей сложности более пяти месяцев, однако ни разу исполнение обязанностей не продолжалось более 60 суток, в связи с чем на основании статьи 59 Положения ему оклад по временно исполняемой должности выплачен не был, хотя при этом возрастают объем и сложность выполняемой работы.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2005 года в удовлетворении указанного требования отказано.
В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Военная служба является особым видом государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 2 статьи 43 которого на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Согласно статье 12 этого Федерального закона денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Ни Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ни другие федеральные конституционные законы или федеральные законы не ограничивают право военнослужащих на выплату месячного оклада по той воинской должности, временное исполнение обязанностей по которой на них возлагается на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.
Поэтому в тех случаях, когда военнослужащий не является штатным заместителем и в его должностные обязанности не входит замещение временно отсутствующего лица, то предусмотренное нормативным правовым актом ниже уровня федерального закона ограничение права на получение оклада по воинской должности, по которой исполняются обязанности, не соответствует требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Указанное ограничение прав военнослужащих не может применяться и в силу статьи 15 (части 3) Конституции Российской Федерации, поскольку установлено правовой нормой, включенной в Положение с грифом "секретно", которое по этой причине не опубликовано официально для всеобщего сведения. Сведения о денежном довольствии военнослужащих, относящемся по своему характеру к социальным гарантиям, предоставляемым государством гражданам, проходящим военную службу, в силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

При таком положении оспариваемое нормативное положение не может быть признано законным, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении заявления подлежит отмене с вынесением нового решения о признании статьи 59 Положения в оспариваемой части не действующей со дня вынесения решения, то есть с 12 апреля 2005 года.
На основании изложенного, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала недействующей и не подлежащей применению со дня вынесения настоящего решения статью 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями), в части, ограничивающей выплату должностных окладов по временно исполняемым должностям условием, если временное исполнение невакантной должности продолжалось непрерывно более 60 дней.
(Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
от 12 апреля 2005 г. КАС05-137)

В п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена ежемесячная доплата к денежному довольствию в размере до 50 процентов оклада по дополнительно исполняемой воинской должности военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, временно исполняющим помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям обязанности военной службы по воинским должностям, неукомплектованным личным составом. Порядок определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанный Закон допускает возможность временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности, т.е. незанятой воинской должности, без освобождения от обязанностей по занимаемой воинской должности.

Дополнительная выплата, предусмотренная п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не устанавливается военнослужащим, на которых в связи со служебной необходимостью возложено временное исполнение обязанностей по невакантной (занятой) воинской должности в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности, т.е. в случае, когда военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой должности, но от должности не освобождается.

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru