О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Прохождение военной службы

 

Решение Верховного Суда РФ от 21.12.1999г. по делу N ВКПИ99-025

О признании незаконными приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 года № 0303 "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет", разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, исходящий № 180/3/843 от 21 декабря 1998 года, и Финансово-экономического управления ВМФ, исходящий № 719/4-4300 от 30 декабря 1998 года.

Верховный Суд Российской Федерации

в лице судьи Верховного Суда РФ генерал-майора юстиции Петроченкова А.Я.,
при секретаре – лейтенанте юстиции Нечаеве С.В.,
с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Осипова В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Пертякова Владимира Федоровича на приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 года № 0303 "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет" и разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, исх. №180/3/843 от 21 декабря 1998 года, и Финансово-экономического управления ВМФ, исх. №719/4-4300 от 30 декабря 1998 года,

установил:

Пертяков В.Ф. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставил вопрос о признании незаконными приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 года №0303 "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет", разъяснения Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, исходящий №180/3/843 от 21 декабря 1998 года, и Финансово-экономического управления ВМФ, исходящий №719/4-4300 от 30 декабря 1998 года.

В обоснование своих доводов Пертяков В.Ф. утверждает, что данные приказ и разъяснения не соответствуют следующим нормативным правовым актам: Конституции РФ, Федеральным законам РФ "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", Постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 года №1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" и от 11 июня 1987 года №665 "О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование", Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)", Закону СССР от 30 июня 1987 года "О государственном предприятии (объединении)", Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 года №793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 года №462, от 17 сентября 1986 года №1231, в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование".

Представители ответчиков Министерства обороны РФ и Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ Пасторнак Н.Д. и Финансово-экономического управления ВМФ Штурмин А.Г. возражали против удовлетворения жалобы.

Заслушав в судебном заседании объяснения Пертякова В.Ф., представителей Министра обороны, начальника Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ, начальника Финансово-экономического управления ВМФ РФ Пасторнака Н.Д. и Штурмина А.Г., исследовав имеющиеся в деле и представленные сторонами другие доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении жалобы Пертякову В.Ф. отказать, Верховный Суд находит, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В жалобе Пертяков В.Ф. утверждает, что Министр обороны СССР не имел права издавать приказ №0303 от 9 ноября 1988 года, поскольку это противоречит следующим нормативным актам:

Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1987 года №665 "О переводе объединений, предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование";

Постановлению Верховного Совета СССР от 30 июня 1987 года "О порядке введения в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)";

Закону СССР "О государственном предприятии (объединении)", принятому на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 30 июня 1987 года;

Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 года №1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование";

Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 года №793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 года №462, от 17 сентября 1986 года №1231, в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование".

Такое утверждение нельзя признать состоятельным. Распространение Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" на предприятия и организации Министерства обороны СССР предусмотрено статьей 25 этого Закона, а также Постановлением Совета Министров СССР от 22 апреля 1989 года №313 "Об особенностях применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)". Поэтому утверждение в жалобе о том, что "…Министр обороны, введя хозрасчет в научно-исследовательских институтах Министерства обороны своим приказом №0303, тем самым возложил на себя функции Совета Министров", не соответствует действительности.

Кроме того, ссылка в жалобе на статью 23 указанного Закона неправомерна, поскольку статья 23 Закона относится к вновь создаваемым предприятиям, а не к уже существующим, каковыми являлись воинские части 31303 и 27177. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 года №462 "О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности" было распространено на Министерство обороны СССР распоряжением Совета Министров СССР от 12 октября 1985 года.

Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 октября 1986 года №1231 "О дополнительных мерах по расширению прав научно-исследовательских учреждений, конструкторских и технологических организаций промышленности в использовании фонда заработной платы" распространено на Министерство обороны СССР пунктом 3 этого Постановления.

Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года №1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введение новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" действительно не распространялось на Министерство обороны СССР, поскольку данный механизм был регламентирован вышеуказанным Постановлением СМ СССР от 30 мая 1987 года №616.

Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 года №793/33-75 "О порядке применения ставок, окладов и других условий оплаты труда, предусмотренных Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 года №462, от 17 сентября 1986 года №1231, в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других научных организациях, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование" распространяется на Министерство обороны СССР частично в силу ссылки на это Постановление в пунктах 4 и 5 Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 7 июня 1988 года №353/17-62 "О порядке оплаты труда работников научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и других научных организаций министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование". Исходя из этого ссылка в жалобе на несоответствие приказа Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 года №0303 Постановлению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1987 года №793/33-75 неправомерна, поскольку последнее и не должно было распространяться на Министерство обороны СССР в силу распространения на него Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 июня 1988 года №353/17-62.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 года №1102 "О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" полностью распространяется на Министерство обороны СССР, поскольку в пунктах 4, 24 и 34 Постановления предусматривается перевод на хозрасчет и самофинансирование научных организаций всех министерств и ведомств без какого-либо изъятия, а утверждение в жалобе об отсутствии дополнительного согласования Министерства обороны СССР с Госпланом СССР и Госкомитетом СССР по науке и технике в силу пункта 34 Постановления не обосновано никакими доказательствами.

В жалобе также правильно указано, что Решением Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам №251 от 4 июля 1988 года, утвердившем "Положение о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции специального назначения", был установлен порядок применения Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1102 от 30 сентября 1987 года к предприятиям и организациям (в том числе научно-исследовательским) оборонных отраслей промышленности и других отраслей народного хозяйства, именуемыми в Решении "приравненные организации", при этом для последних – после согласования для научных организаций министерств непроизводственной сферы между Государственной комиссией Совета Министерств СССР и Государственным комитетом СССР по науке и технике. Однако утверждение жалобы, что "…для научных организаций Министерства обороны СССР такого согласования не было" является необоснованным, поскольку заявителем оно не подтверждено никакими документами.

Также не обосновано утверждение в жалобе, что воинские части 31303 и 27177 "не относятся к научным организациям других отраслей народного хозяйства…, выполняющим работы по созданию научно-технической продукции специального назначения". Наоборот, научная продукция воинских частей 31303 и 27177 относится к продукции специального назначения, поскольку они находятся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и разрабатывают научно-техническую продукцию исключительно специального назначения.

Это также подтверждается тем, что любые решения Государственной комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам фактически всегда распространялись на эти институты.

Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 17 июня 1988 года №353/17-62 "О порядке оплаты труда работников научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и других научных организаций министерств оборонных отраслей промышленности, Министерства обороны СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" в преамбуле ссылается на Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 года №1102, а в пункте 1 распространяет Постановление на научно-исследовательские институты Министерства обороны СССР, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, то есть фактически подтверждает распространение Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 года №1102 на Министерство обороны СССР.

Таким образом, Министр обороны СССР имел необходимые юридические обоснования для издания с учетом пунктов 4, 24 и 34 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 года №1102 организационного приказа от 9 ноября 1988 года №0303 о переводе научно-исследовательских организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.

При этом приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 года №0303 имеет название "О переводе научных организаций Министерства обороны СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование", а не только на "полный хозяйственный расчет", как акцентирует в своей жалобе Пертяков В.Ф.

Исходя из изложенного, утверждения в жалобе Пертякова В.Ф., что для воинских частей 31303 и 27177 не был установлен правовой статус и они не прошли государственную регистрацию и не стали обладать правами юридических лиц в соответствии с "Постановлением Верховного Совета РСФСР о порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Федеральным Законом Российской Федерации "Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая " от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ и Федеральным законом Российской Федерации "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ также являются безосновательными. Воинские части 31303 и 27177 в соответствии с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" и Постановлением Совета Министров СССР "Об особенностях применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" к предприятиям и организациям Министерства обороны СССР, то есть являлись государственными предприятиями федерального подчинения.

Ссылка в жалобе на то, что "Министерство обороны… не установило статус воинских частей 31303 и 27177 в соответствии со статьями 6, 33 и 31 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" не является состоятельной.

Принятие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" не изменило их организационно-правовой формы, поскольку статьей 6 "Государственное предприятие" главы 2 "Организационно-правовые формы предприятий" указанного Закона организационно-правовая форма воинских частей 31303 и 27177, а именно, государственное предприятие", была сохранена. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что имущество этих предприятий образуется за счет бюджетных ассигнований и может передаваться в хозяйственное ведение предприятий, что соответствовало условиям фактического перевода этих институтов на хозяйственный расчет и самофинансирование.

При этом ссылка в жалобе на статьи 33 и 34 указанного Закона РСФСР безосновательна, поскольку эти статьи относится к вновь учреждаемым предприятиям, каковыми воинские части 31303 и 27177 не являются.

Также нельзя согласиться со ссылкой в жалобе на абзац 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона РФ №52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", поскольку она относится к "…созданию юридических лиц после официального опубликования части первой Кодекса…", в то время как воинские части 31303 и 27177 уже существовали в качестве юридических лиц на этот момент. К ним полностью применим пункт 6 статьи 6 Федерального закона РФ №52-ФЗ о том, что к созданным до официального опубликования части первой Кодекса государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, …применяются соответственно нормы Кодекса об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. При этом юридический статус, права и ответственность в рамках их ранее установленных организационно-правовых форм "Предприятие, переведенное на полный хозяйственный расчет и самофинансирование" и "Государственное предприятие" по ранее действовавшим законодательным актам СССР и РСФСР соответствуют приведенным выше в Законе Российской Федерации №52-ФЗ.

Не соответствует действительности и утверждение заявителя о том, что войсковые части 31303 и 27177 не имеют государственной регистрации, то есть не обладают правами юридического лица. Согласно "Свидетельству о государственной регистрации войсковой части 27177" она зарегистрировано решением Регистрационной палаты мэрии Санкт-Петербурга №15914 от 24 февраля 1995 года, о чем в книге регистрации сделана запись под №11181, а войсковая часть 31303 получила "Свидетельство о государственной регистрации", зарегистрированное решением Регистрационной палаты мэрии Санкт-Петербурга №20340 от 22 июня 1995 года, о чем в книге регистрации сделана запись под №14394.

Что же касается утверждения заявителя о том, что Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 года №1102, а также приказ МО СССР от 9 ноября 1988 года №0303 изданы в СССР и не должны действовать в Российской Федерации, то с ним нельзя согласиться, поскольку Верховным Советом РСФСР 7 мая 1992 года законодательно закреплено, что впредь, до издания соответствующих Законов Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов РФ действуют Законы СССР, Постановления Правительства СССР и другие нормативные акты в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, Законам Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Поскольку Правительство Российской Федерации не отменило Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30 сентября 1987 года №1102, то оно действует в части, не противоречащей законодательству и иным правовым актам Российской Федерации.

Таким образом, действия Министра обороны, связанные с изданием приказа от 9 ноября 1988 года №0303 являются правомерными.

Более того, это полностью соответствует и принятым позже Законам Российско й Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года №4338-1 и от 27 мая 1998 года №76-ФЗ.

Утверждение в жалобе о том, что приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 года №0303 не соответствует пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года №763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" юридически несостоятельно в силу того, что законодательные и иные нормативные акты действуют с момента их подписания и опубликования и их действие не может распространяться на период до их введения в действие.

Что же касается выплаты Пертякову В.Ф. квартальных премий, то по данному поводу имеются вступившие в законную силу судебные решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197, 2391, 2397 ГПК РСФСР, Верховный Суд

решил:

в удовлетворении жалобы Пертякова Владимира Федоровича на приказ Министра обороны СССР от 9 ноября 1988 года №0303 и распоряжения ГУВБиФа МО РФ от 21 декабря 1998 года и ФЭУ ВМФ от 30 декабря 1998 года – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru