По жалобе о признании незаконной директивы Начальника Генерального штаба - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, так как этот нормативный правовой акт не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и в связи с этим не может порождать правовых последствий и на нее нельзя ссылаться при разрешении возможных споров.
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Коронца А.Н.
при секретаре Безнасюке А.С.
с участием прокурора отдела Главной военной прокуратуры - Беседина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе военнослужащего Каплюка В.Б., о признании незаконной Директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ № 180/7/30 от 6 февраля 1997 года,
установил:
Каплюк В.Б. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием ссылаясь на то, что указанная директива Начальника Генерального штаба - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации, как нормативный правовой акт, не прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и в связи с этим не может порождать правовых последствий и на нее нельзя ссылаться при разрешении возможных споров.
Заявитель Каплюк В.Б. в судебное заседание не явился. Из поступившего от него заявления следует, что он не возражает против рассмотрения дела без его участия.
Представитель Министерства обороны РФ Галеев М.В. с жалобой заявителя не согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения.
Данная директива не представлялась на государственную регистрацию, поскольку она направлена на организацию исполнения решений вышестоящих органов и собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержит новых правовых норм.
В то же время представитель Министерства обороны не отрицал, что обжалуемая заявителем директива затрагивает права многих граждан. В войска директива направлена общим порядком, а в официальном порядке не публиковалась.
Выслушав объяснения представителя Министерства обороны РФ Галеева М.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Беседина А.В., полагавшего жалобу заявителя удовлетворить, Верховный Суд РФ находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 (ч. 3) Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 года № 104 “О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ” нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г., не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, как не вступившие в законную силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
В последующем эти же положения были закреплены в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 и в “Правилах подготовки нормативных правовой актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.
Судом установлено, что оспариваемая заявителем директива Начальника Генерального штаба, являющаяся нормативным правовым актом, государственную регистрацию в Министерстве юстиции не прошла и не была опубликована для всеобщего сведения. Однако, несмотря на этом была направлена для исполнения в войсковые части и другие, подведомственные Министерству обороны, организации.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются в судебном заседании представителем Министерства обороны.
При таких данных, по мнению суда, изданная Начальником Генерального штаба директива № 180/7/30 от 6 февраля 1997 года, не может быть признана законной и подлежащей применению в какой бы то ни было части, как принятая с нарушением требований Конституции РФ и названных выше Указов Президента РФ и “Правил подготовки нормативных правовых актов...”.
Утверждение представителя Министерства обороны РФ о том, что содержащиеся в указанной директиве положения соответствуют требованиям закона и постановлению Правительства РФ от 1 декабря 1993 года № 1261, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормативные правовые акты, принятые с нарушением установленного порядка, не могут являться законными и иметь правовые последствия.
С учетом изложенного оспариваемая заявителем директива Начальника Генерального штаба подлежит признанию незаконной (недействующей) и не подлежащей применению со дня ее издания.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Жалобу военнослужащего Каплюка В.Б. о признании директивы Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ № 180/7/30 от 6 февраля 1997 года удовлетворить.
Признать директиву Начальника Генерального штаба ВС РФ от 6 февраля 1997 года № 180/7/30 незаконной (недействующей) и не подлежащей применению со дня ее издания.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.