О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Прохождение военной службы

 

Решение Верховного Суда РФ от 5.04.2001г. Дело ВКПИ01-12

По жалобам заявителей о признании недействительным (не соответствующим Закону) абзаца 1 пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Верховный Суд Российской Федерации

в лице судьи Верховного Суда Российской Федерации Захарова Л.М., при секретаре Третьякове С.В.
с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Ромашкина А.П.. заявителей Чепурина А.Д. и Козлова В.А., представителей Правительства Российской Федерации Хохлова Ю.Н., Туровца И.В. и Строговича А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам заявителей о признании недействительным (не соответствующим Закону) абзаца 1 пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",

установила:

Чепурин и Козлов, как указано в жалобах, проходят службу в налоговой полиции в качестве сотрудников имеющих специальные звания и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. №155 " О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" на них распространяется действие обжалуемого ими постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, в пункте Г которого указано, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается, в частности, военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки. Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Согласно части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.

Заявители же проходили срочную военную службу Чепурин в 1986-1988 годах, а Козлов в 1979-1981 годах в особых условиях и в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 эти периоды военной службы, по их мнению, должны быть засчитаны в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора.

На основании этого Чепурин и Козлов делают в жалобах вывод, что абзац первый пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, согласно которому военная служба по призыву в качестве ~ солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении противоречит пункту 1'и подпункту "г" пункта 3 этого же постановления Совета Министров - Правительства и части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что нарушает их права, предусмотренные статьями 18 и 19 Конституции Российской Федерации.

Выслушав объяснения заявителей, поддержавших свои требования, представителей Правительства, возражавших против требований заявителей, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора, полагавшего жалобы заявителей оставить без удовлетворения. Верховный Суд Российской Федерации находит жалобы заявителей не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Утверждение в жалобах, со ссылкой на пункт 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 и часть 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 о том, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим по контракту должна включается в льготном исчислении военная служба по призыву в особых условиях, является необоснованным.

В соответствии со ст. 1 указанного выше Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву ( действительную срочную военную службу).

Поэтому в части 2 статьи 18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в статье 1 этого Закона.

Более того, в части 2 статьи 2 этого же Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 указывается, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в " от 20 ноября 1990 г. № 340-1.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Российской Федераций от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 этого Закона определяется Правительством Российской Федерации, которым во исполнение этого закона и было 22 сентября 1993 г. принято постановление № 941.

Следовательно, изложенное в абзаце 1 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 указание о включении в выслугу лет военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих, не противоречит ни Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ни пунктам 1 и 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", а также статьям 18 и 19 Конституции Российской Федерации, поскольку этим права и свободы заявителей нарушены не были.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191-197 и 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

В удовлетворении жалоб Чепурина Александра Дмитриевича и Козлова Виктора Анатольевича на абзац 1 пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru