О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Пенсионное обеспечение

 

Решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 22.06.2001г.

Работа на должности операционной сестры в отделении хирургического профиля стационара даёт право на льготное исчисление срока выслуги для назначения пенсии медицинским работникам в соответствии с Постановлением Совета Министров № 464 - 1991г.

Именем Российской Федерации - России

“ 22 ” июня 2001 года.

Тоцкий районный суд Оренбургской области, в составе:
Председательствующего - судьи Борцовой Т.И.
с участием представителя истца – адвоката Паншева С.Л.,
при секретаре Хохловой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрушкиной Людмилы Александровны к управлению социальной защиты населения Тоцкого района о восстановлении нарушенного пенсионного права, -

УСТАНОВИЛ:

15 марта 1982 года Петрушкина Людмила Александровна принята на работу в учреждение здравоохранения - в воинскую часть 30187 - отдельную медицинскую роту и приказом командира этой части № 51 назначена на должность медицинской сестры хирургического отделения. В связи с организационно-штатными мероприятиями - преобразования медицинской роты в отдельный медицинский батальон Петрушкина Л.А. приказом командира в/ч 30187 № 01 от 01.12.1986г. назначена на должность старшей операционной медицинской сестры операционно-перевязочного взвода. Приказом командира воинской части № 223 от 23.11.93г. Петрушкина Л.А. переведена на должность медицинской сестры-анестезистки, а приказом № 188 от 03.10.94г. вновь переведена на должность старшей операционной сестры операционно - перевязочного взвода воинской части 30187 . Приказом командира воинской части № 203 от 24.1094г. Петрушкина Л.А. уволена в связи с призывом на действительную военную службу, а приказом № 206 от 27.10.1994г. назначена на прежнюю должность старшей операционной медицинской сестры операционно-перевязачного взвода воинской части 30187 - в отдельный медицинский батальон, имея статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.

Решением пенсионного отдела управления социальной защиты населения администрации Тоцкого района от 22 июня 1999 года Петрушкиной Л.А. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года назначена с 28 апреля 1999 года пенсия за выслугу лет в связи с лечебной работой в учреждениях здравоохранения по охране здоровья населения. При этом весь период работы на день назначения пенсии засчитан в выслугу лет по правилам, установленным п.2 указанного Постановления, то есть один год работы - за один год и шесть месяцев в связи с тем, что весь период работы Петрушкина Л.А. занимала должности среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационара и отделений (групп) анестезиологии.

11 ноября 1999г. Начальник Управления социальной защиты населения Тоцкого района В.Ф.Хованцев известил Петрушкину Л.А. о приостановлении с 1 ноября 1999г. выплаты пенсии в связи с необходимостью дополнительно представить справку, подтверждающую что отдельный медицинский батальон - воинская часть 30187, в состав которого входит операционно-перевязочный взвод, является стационарным учреждением. Указанная справка была представлена истицей, однако выплата пенсии возобновлена не была. Документов, подтверждающих принятие управлением социальной защиты населения Тоцкого района решения о прекращении выплаты пенсии ответчик в суд не представил.

В связи с этим Петрушкина Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением о восстановлении нарушенного пенсионного права и просит суд признать её право на пенсию за выслугу лет с 28 апреля 1999 года и взыскать с ответчика - Главного управления социальной защиты населения Оренбургской области в её пользу пенсию за выслугу лет с 1 ноября 1999 года по настоящее время, исходя из размера пенсии, исчисляемой на день вынесения решения суда, расходы по оплате помощи представителя, а также денежную компенсацию за причинённый моральный вред в сумме 10 000 рублей. Петрушкина Л.А., надлежащим образом уведомлённая о месте и времени судебного заседания, обратилась в суд с заявлением с просьбой рассмотреть дело без её участия и допустить в качестве её представителей Петрушкина И.М. и адвоката Паншева С.Л.

Петрушкин И.М. требования истицы поддержал в полном объёме и пояснил суду, что он, оказывая помощь своей супруге, представил в управление социальной защиты населения Тоцкого района все запрашиваемые документы, после чего пенсионное дело было направлено в Главное управление социальной защиты населения Оренбургской области. По словам работников Главного управления пенсионное дело было направлено в Москву и там утеряно. В УСЗН Тоцкого района был изготовлен дубликат и повторно отправлен в Главное УСЗН Оренбургской области. 10.11.2000г. в дубликат пенсионного дела Петрушкиной Л.А. был возвращен в УСЗН Тоцкого района с препроводительным письмом в котором указано, что операционно-перевязочный взвод не является отделением хирургического профиля стационара на основании приказа МО РФ № 130, а период деятельности после 1994 года следует расценивать как службу. При этом каких-либо конкретных указаний об отмене решения о назначении пенсии препроводительное письмо не содержит.

Представитель истицы адвокат Паншев С.Л. требования доверительницы поддержал в полном объёме и пояснил суду, что в 1982 году Петрушкина Л.А. была принята на работу операционной медицинской сестрой в хирургическое отделение отдельной медицинской роты - воинской части 30187. В связи организационно-штатными мероприятиями медицинская рота с 1 декабря 1986 года была преобразована в отдельный медицинский батальон, который является более крупной воинской частью. В связи с тем, что организационно-штатная структура укрупнилась, Петрушкина Л.А. была назначена на равнозначную должность операционной сестры в операционно-перевязочный взвод в составе медицинской роты, которая, в свою очередь, входит в состав отдельного медицинского батальона. При этом у Петрушкиной остались все обязанности и функции медицинской сестры хирургического отделения, произошла формальная смена названия одной и той же должности. Медицинский батальон является стационарным лечебным учреждением, полностью занимает двухэтажное здание. Операционно-перевязочный взвод в соответствии с Руководством по медицинскому обеспечению в СА и ВМФ является отделением хирургического профиля, так как врачи и средний медицинский персонал проводят хирургические операции, обеспечивают послеоперационное лечение. Работа на должности операционной сестры в отделении хирургического профиля стационара даёт право на льготное исчисление срока выслуги для назначения пенсии медицинским работникам в соответствии с Постановлением Совета Министров № 464 - 1991г. С 1994 года Петрушкина Л.А. проходит военную службу по контракту, которая засчитывается в общий трудовой стаж, а при определении специального трудового стажа при указанных выше условиях также даёт право на льготную выслугу лет, о чём прямо указано в законе РФ "О статусе военнослужащих". Приостановление выплаты пенсии Петрушкиной Л.А. нарушило её конституционное право на отдых, то есть личное неимущественное право. Представитель истицы просит удовлетворить заявленные требования в полном объёме и уточнил, что невыплаченную пенсию просит взыскать с Управления социальной защиты населения, так как в соответствии с п.5 Положением о районном УСЗН именно этой организации предоставлены полномочия назначения и выплаты пенсии.

Ответчик - начальник Главного управления социальной защиты населения Оренбургской области, надлежаще извещённый о месте и времени судебного заседания, направил в суд телефонограмму, в которой требования истицы не признал, просил суд рассмотреть дело без его участия.

Ответчик - начальник управления социальной защиты населения Тоцкого района Хованцев В.Ф.и его представитель - Ташимова С.Х. требования истицы не признали и суду пояснили следующее. Петрушкиной Л.А. была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет на основании Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года. Однако впоследствии при проверки областного УСЗН было указано, что так как указанное постановление не содержит конкретного перечня медицинских учреждений, работа в которых подлежит льготному исчислению, в отношении военно-медицинских учреждений следует, в соответствии со сложившейся практикой назначения пенсий, руководствоваться Перечнем, утверждённым начальником медслужбы ВС РФ и введённым в действие приказом МО РФ № 130 - 93 года. Ранее в УСЗН Тоцкого района, до проверки специалистами областного главного управления, указанного перечня не имелось. В данном перечне имеется отдельный медицинский батальон и отдельная медицинская рота, а операционно-перевязочного взвода Перечень не содержит, поэтому работа старшей операционной сестрой в операционно-перевязочном взводе не может исчисляться в льготном исчислении. Постановление Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999г. также не содержит в своём перечне операционно-перевязочный взвод. При этом ответчик не оспаривал то обстоятельство, что медицинская рота является стационарным лечебно-профилактическим учреждением. Кроме того, с 27 октября 1994 года Петрушкина проходит военную службу по контракту и обладает особым статусом военнослужащей, на неё не распространяются нормы трудового законодательства, поэтому период военной службы в должности старшей операционной сестры операционно-перевязочного взвода подлежит зачёту в выслугу лет в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР № 464 в календарном, а не льготном исчислении. Ответчик и его представитель просят суд в иске отказать.

Заслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истицы подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.81, 83 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", пенсия за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах; списки соответствующих работ (профессий и должностей) с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 464 от 6 сентября 1991 года "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с этим Списком, имеют врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименовании должности. В соответствии с п.2 указанного Постановления установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации один год работы в этих должностях и подразделениях при исчислении сроков выслуги считать за один год и 6 месяцев. По смыслу указанного Постановления правила исчисления льготной выслуги лет применяются к среднему медицинскому персоналу любых лечебно-профилактических учреждений, без каких-либо ограничений, в том числе без ограничений по названию учреждения, при условии работы в отделениях (палатах) хирургического профиля стационаров и в отделениях (групп) анестезиологии.

В соответствии с актом от 01.02.2000г., составленным должностными лицами УЗСЗН и воинской части 30187 с выездом на место работы Петрушкиной Л.А., установлено следующее. Операционно-перевязочный взвод, в котором Петрушкина Л.А. работает в должности старшей операционной медицинской сестры, является структурным подразделением отдельной медицинской роты, полностью занимает второй этаж двухэтажного здания, имеет в своём составе операционную, послеоперационную палаты и стационар на 50 коек, в котором проходит послеоперационное лечение и содержание до 30 суток. В соответствии со штатным расписанием всего в отдельной медицинской роте работают 5 хирургов, 7 операционных сестёр, 3 врача-анестезиолога, 6 медицинских сестёр анестезиологов, всего имеется 100 госпитальных коек. В соответствии с "Руководством по медицинскому обеспечению В СА И ВМФ", введённому в действие приказом заместителя Министра обороны СССР № 64 от 31.01.1989г. отдельный медицинский батальон является воинской часть медицинской службы, предназначенной для всестороннего медицинского обеспечения соединения(ст.804). На медицинский батальон возлагается решение задачи оказания квалифицированной хирургической и терапевтической помощи и стационарное лечение больных (п.3 ст.805). Операционно-перевязочный взвод, организационно входящий в состав медицинской роты и медицинского батальона (ст.807), развёртывает и обеспечивает работу хирургического отделения, предназначенного для оказания квалифицированной помощи больным хирургического профиля и их лечения (ст.811).

Доказательства, представленные ответчиком в обоснование своих возражений - "Перечень военно-медицинских учреждений (подразделений) на 1 декабря 1992 года (для перевода гражданского персонала на новые условия труда)", утверждённый начальником медицинской службы ВС РФ 18.02.1993 года, приказ МО РФ № 130 от 08.03.1993 года "О введении новых условий оплаты труда гражданского персонала воинских частей, учреждений, ВВУЗов, предприятий и организаций МО РФ, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, на основе единой тарифной сетке", а также ссылку на Постановление Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999г. с изменениями и дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства № 130 от 19 февраля 2001 г. - суд отвергает, как не имеющие значения для дела по следующим основаниям.

Постановление Совмина РСФСР № 464 от 6 сентября 1991г. не содержит отсылочных норм и не наделяет какие-либо ведомства или должностные лица полномочиями по разъяснению, толкованию и применению установленных правил исчисления льготной выслуги, либо полномочиями по установлению ограниченного перечня учреждений, к которым должны применяться установленные правила. Поэтому ограниченное толкование Постановления Правительства на основании нормативно-правового акта Министерства обороны РФ и ненормативного акта начальника медицинской службы ВС РФ является незаконным.

Постановление Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999г., на которое ссылаются ответчик и его представитель, содержит наименование лечебных учреждений без развёрнутого указания штатных структурных подразделений, но в соотносимости с наименованиями должностей врачей и среднего медицинского персонала. В связи с этим лечебные учреждения "30. Отдельный медицинский батальон" и "31. Медицинская рота" включены без указания на их структурное подразделение - операционно-перевязочный взвод. Поэтому работа в должности старшей операционной медицинской сестры (указанной в графе "наименование должности"), в операционно-перевязочном взводе, входящем в состав медицинской роты (указанной в графе "наименование учреждения") даёт право на льготное исчисление выслуги лет при условии занятости в течение полного рабочего дня в отделениях хирургического профиля стационаров, отделениях (палатах) анестезиологии (п.1, 2 Перечня указанного Постановления). Непризнание данного факта означало бы одновременное непризнание права Петрушкиной Л.А. на пенсию за выслугу лет вообще, в том числе и без учёта правил льготного исчисления, что противоречит п.1 данного Постановления. Кроме того, указанное постановление может применяться к периодам работы до 1 ноября 1999г. только по желанию гражданина, о чём прямо указано в п.3 Постановления; Петрушкина Л.А. и её представители о таком желании не заявляли.

При таких обстоятельствах, признавая доказательства представителей истицы достаточными, суд считает установленным, что Петрушкина с 15 марта 1982 года по 24 октября 1994 года работала медицинской сестрой - анестезисткой, медицинской сестрой хирургического отделения, старшей операционной медицинской сестрой операционно-перевязочного взвода, входящего в состав медицинской роты, которые суд признаёт как отделение анестезиологии и как отделение хирургического профиля стационара, то есть на должностях и в учреждениях, дающих право на пенсию за выслугу лет с исчислением этой выслуги по правилам, предусмотренным п.2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года: 1 год работы - за 1 год и 6 месяцев.

В соответствии со ст. 90 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" служба в составе Вооружённых Сил РФ включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона. В соответствии с абз.2 п.3 ст.10 Закона РФ "О статусе военнослужащих" "время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитываются в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утверждённые Правительством Российской Федерации". В соответствии с абз.4 п.2 Постановления Совмина РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года в выслугу лет работникам здравоохранения включается служба по специальности в составе Вооружённых Сил СССР и правоохранительных органах. По смыслу данного Постановления и закона РФ "О статусе военнослужащих" прохождение военной службы по контракту включается в выслугу лет; при этом если военнослужащий проходит военную службу на должностях среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля, то исчисление сроков выслуги этого периода должно производиться по льготным правилам, то есть один год работы - за один год и шесть месяцев.

Мнение ответчика и его представителя о том, что военная служба должна исчисляться в выслугу лет в календарном исчислении со ссылкой на Постановление Совмина РСФСР № 464 является ошибочной, так как указанное Постановление такого требования не содержит. Доводы ответчика и его представителя о том, что военнослужащий имеет особый статус и на него не распространяются нормы трудового законодательства, являются правильными по существу, однако не относимыми к делу, так как в данном случае спор разрешается судом на основании норм пенсионного, а не трудового законодательства.

Таким образом, период военной службы Петрушкиной Л.А. с 27.04.94 г. по 28.04.99г. включается в общий трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, а исчисление сроков выслуги лет указанного периода должно производиться по правилам, установленным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года: один год работы - за один год и 6 месяцев.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков. В связи с инфляцией пенсия, не выплачиваемая Петрушкиной Л.А. с 1 ноября 1999г. частично утратила свою покупательную способность, поэтому суд удовлетворяет требование истицы о взыскании пенсии за весь период невыплаты исходя из её размера, установленного на день вынесения решения суда.

Требование истицы о денежной компенсации причинённого морального вреда не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. После назначения пенсии с 28 апреля 1999 года и до момента приостановления выплаты пенсии с 1 ноября 1999 года Петрушкина Л.А. с военной службы не уволилась, продолжала проходить её в добровольном порядке, что противоречит заявлению представителя истицы о нарушении личного неимущественного права на отдых.

В соответствии со ст. 91 ГПК РСФСР стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны расходы по оплате помощи представителя, поэтому требования истицы о взыскании с ответчика в её пользу 2300 рублей законно и обосновано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.196, 197 ГПК РСФСР, суд -

РЕШИЛ:

Признать право Петрушкиной Людмилы Александровны на пенсию за выслугу лет работников здравоохранения, в связи с лечебной и иной работе по охране здоровья населения, с 28 апреля 1999 года, взыскать в её пользу с Управления социальной защиты населения администрации Тоцкого района пенсию с 1 ноября 1999 года по 22 июня 2001 года, исходя из её размера, установленного на день вынесения решения суда, в сумме…, а также расходы по оплате помощи представителя в сумме … рублей; в остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд через Тоцкий районный суд в течение 10 дней.

Судья Т.И.Борцова.

Примечание:

Решение было обжаловано в кассационном порядке ГУСЗН области и определением Оренбургского областного суда от 5.09.2001г. решение в части взыскания пенсии, исходя из её размера, установленного на день вынесения решения суда – отменено и в этой части направлено на новое рассмотрение, в остальной части (признание права на пенсию за выслугу лет) – оставлено без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

КОПИЯ РЕШЕНИЯ СУДА ПРЕДСТАВЛЕНО АДВОКАТОМ ПАНШЕВЫМ С.Л (panshev@mail.ru)

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru