О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Нормативные акты МО РФ 2001 г.

 

Приказ Министра обороны РФ от 17.10.2001г. № 420

"Об утверждении Федеральных авиационных правил по организации объективного контроля в государственной авиации"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 февраля 2002 г. N 3266

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1593; 2000, N 17, ст. 1875) приказываю:
Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила по организации объективного контроля в государственной авиации.

Министр обороны
Российской Федерации
С.ИВАНОВ

Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 17 октября 2001 г. N 420

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила по организации объективного контроля в государственной авиации (далее именуются - Правила) определяют назначение, задачи, организацию и обязанности должностных лиц по проведению объективного контроля технического состояния авиационной техники (далее именуется - АТ), действий экипажей воздушных судов (далее именуются - ВС), инженерно - технического состава, лиц группы руководства полетами (далее именуются - ГРП), расчетов пунктов управления полетами (далее именуются - ПУ), центров Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее именуется - ЕС ОрВД), средств радиолокации, связи, радиотехнического обеспечения (далее именуются - РТО) и автоматизированных систем управления (далее именуются - АСУ) при проведении полетов, техническом обслуживании АТ и средств, обеспечивающих проведение полетов, в государственной авиации.
На основании требований настоящих Правил в федеральных органах исполнительной власти и организациях, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации, разрабатываются соответствующие руководства по организации объективного контроля.

2. Объективный контроль представляет собой комплекс мероприятий по сбору, обработке и анализу инструментально - регистрируемой информации о работоспособности АТ, наземных средств обеспечения полетов, о полноте и качестве выполнения полетных заданий экипажами ВС, соблюдения правил летной и технической эксплуатации АТ, о действиях лиц ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ.

3. Задачами объективного контроля являются:
предотвращение выпуска в полет неисправного ВС, а также экипажей ВС, допустивших выход за летно - эксплуатационные ограничения (далее - ЛЭО), нарушения правил эксплуатации АТ на земле, в воздухе, и с отклонениями в состоянии здоровья;
контроль полноты и качества подготовки АТ к полетам, работы АТ, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ в межрегламентный период эксплуатации, после выполнения регламентных, ремонтных работ, выполнения облетов, контрольных или ознакомительных полетов, а также при подготовке и после выполнения испытательных (исследовательских) полетов;
контроль полноты, последовательности и качества выполнения полетных заданий, оценка уровня летной подготовки экипажей ВС, авиационных частей и организаций (далее именуются - авиационные подразделения);
выявление причин неудовлетворительных результатов выполнения полетных заданий;
вскрытие недостатков в действиях лиц ГРП и расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ при управлении полетами;
обеспечение комиссий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов достоверными данными о параметрах полета ВС, работоспособности его систем, действиях экипажа ВС, переговорах экипажа ВС между собой, с ГРП, с расчетами ПУ и с центрами ЕС ОрВД, а также внутренних переговорах ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД;
накопление данных, характеризующих параметры полета, работу контролируемых бортовых систем, силовой установки, оборудования и действий экипажа ВС, для последующей статистической обработки.

4. За организацию объективного контроля в авиационных подразделениях, центрах ЕС ОрВД отвечают командиры (начальники) этих авиационных подразделений и центров ЕС ОрВД, а непосредственное руководство объективным контролем осуществляют их заместители.
При использовании государственной авиации в коммерческих целях объективный контроль в авиационных подразделениях осуществляется с применением требований по организации объективного контроля в гражданской авиации (в части, дополняющей требования Правил).

5. Средствами объективного контроля (далее именуются - СОК) являются:
бортовые устройства регистрации (далее именуются - БУР) общего и специального назначения;
бортовые автоматизированные системы контроля (далее именуются - БАСК);
бортовые устройства записи речевой информации (далее именуются - БУЗ);
бортовые фото- и видеоконтрольные приборы;
наземные штатные и нештатные средства регистрации;
наземные устройства обработки (далее именуются - НУО) параметрической и звуковой информации.
БУР общего назначения используются для записи и сохранения информации о параметрах полета, переговорах и действиях членов экипажа ВС, работоспособности АТ.
БУР специального назначения используются для регистрации параметров бортовых комплексов или отдельных систем, а также действий экипажа ВС (расчетов боевого управления) по их применению.
БАСК используются для контроля соблюдения условий безопасности в полете и работоспособности АТ на земле и в полете.
БУЗ используются для записи переговоров членов экипажа ВС по внутренней связи, внешнего радиообмена, переговоров в кабине пилотов, сигналов бортовых систем и средств навигации, поступающих в кабину или на авиагарнитуры, переговоры членов экипажа ВС по громкой связи внутри кабины ВС.
Бортовые фотоконтрольные приборы (далее именуются - ФКП) и видеоконтрольные приборы (далее именуются - ВКП) используются для контроля прицеливания и выдерживания необходимых условий применения специальных средств с помощью всех видов авиационных прицелов.
Наземные штатные средства регистрации (ФКП и ВКП, телевизионные и киносъемочные камеры, видеомагнитофоны, средства регистрации на базе электронно - вычислительных машин (далее именуются - ЭВМ), комплексы синхронного документирования речевой и радиолокационной информации, магнитофоны и др.) используются на аэродромах, кораблях, полигонах, ПУ, в центрах ЕС ОрВД, на средствах радиолокации, связи, РТО и АСУ полетов.
Наземные нештатные средства регистрации могут использоваться при выполнении специальных испытательных, исследовательских полетов и при проведении учений.
Наземные устройства обработки параметрической и звуковой информации в зависимости от решаемых задач делятся:
на НУО, обеспечивающие отображение, декодирование данных первичных носителей информации;
на НУО, обеспечивающие автоматизированную обработку данных первичных носителей информации;
на НУО оперативного контроля (далее именуются - НУО ОПК), обеспечивающие автоматизированную обработку данных первичных носителей информации непосредственно у ВС.
Порядок допуска НУО и программного обеспечения к использованию устанавливается руководствами по организации объективного контроля соответствующих федеральных органов власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации.

6. Первичными носителями информации средств объективного контроля являются:
носители с механическим, фотографическим, магнитным или электронным принципом записи параметрической и звуковой информации;
фото- и видеопленки ФКП и ВКП;
осциллограммы и ленты с зарегистрированными параметрами и характеристиками радиомаячной системы инструментального захода на посадку.

7. Материалами объективного контроля являются:
первичные носители информации средств объективного контроля с зарегистрированной на них параметрической, звуковой, кино-, видео-и другой информацией;
копии зарегистрированной информации на вторичных носителях информации (в том числе и электронные);
результаты воспроизведения зарегистрированной информации (в том числе прошедшие автоматизированную обработку);
результаты обработки данных, полученные в ходе проведения оперативного, специального и полного контроля (протоколы, в том числе электронные, кальки проводки ВС и т.д.).

8. Обеспечение материалами для проведения объективного контроля осуществляют:
подразделения, на которые возложены задачи обработки и анализа полетной информации, зарегистрированной БУР, БАСК, БУЗ, бортовыми ВКП (далее именуются - подразделения обработки и анализа полетной информации);
подразделения обработки фотоматериалов (фотолаборатория);
подразделения обеспечения стрельб.

9. Объективному контролю подлежат:
параметры работы АТ и действия летного и инженерно - технического состава по ее эксплуатации - БУР, БУЗ и БАСК;
режим полета и параметры маневров ВС (на ВС - бортовыми устройствами регистрации, БАСК, фото- и видеоконтрольными приборами; на ПУ, в центрах ЕС ОрВД, на радиолокационных средствах, радиолокационной системе посадки (далее именуются - РСП) - фото- и видеоконтрольными приборами, комплексами синхронного документирования речевой и радиолокационной информации);
переговоры между членами экипажа ВС - бортовым магнитофоном;
точность прицеливания при боевом применении - БУР, ФКП и ВКП;
результаты боевого применения - замерами отклонения точек падения бомб, снарядов или ракет относительно цели, определением степени поражения цели, местом приземления парашютов, грузов и боевой техники, засечкой направления на места взрывов бомб (ракет) с помощью средств, установленных на наблюдательных вышках, фотографированием и видеосъемкой разрывов бомб (ракет) наземной и бортовой фото-, видеоаппаратурой, а также фотографированием аэрофотоаппаратами района расположения целей до и после боевого применения;
взаимное расположение ВС (материальных объектов) в воздушном пространстве - фото-, теле-, видеосъемкой с земли, с ВС, а также фотографированием (съемкой, записью) экранов бортовых радиолокационных средств (прицелов, визиров, радиотехнических комплексов), экранов индикаторных устройств отображения на ПУ и средствах радиолокации или использованием средств регистрации на базе ЭВМ;
радиообмен в воздушных радиосетях, переговоры по громкоговорящим и телефонным каналам связи ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, а также внутренние переговоры между лицами ГРП, расчетами на ПУ, радиолокационная информация, выдаваемая операторами радиолокационных станций (далее именуются - РЛС) на ПУ - средствами регистрации, установленными на ВС и ПУ или непосредственно на РСП, радиолокационных комплексах (далее именуются - РЛК), РЛС и радиостанциях;
заходы ВС на посадку (взлеты) - фотографированием экранов системы РСП на рабочих местах ГРП или регистрацией речевой и радиолокационной информации комплексами синхронного документирования. В отдельных авиационных подразделениях, кроме того, фотографированием, видеосъемкой (киносъемкой) днем с земли (палубы);
постановка задач на полеты (перелеты) и предполетные указания, в том числе одиночным летным экипажам ВС, - магнитофонами (диктофонами);
качество монтажа наиболее ответственных узлов и агрегатов по специально отработанному перечню, который утверждает главный инженер (начальник инженерно - авиационной службы (далее именуется - ИАС)) авиации федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации, - фотографированием (видеосъемкой) узлов и агрегатов по окончании работ;
эффективность применения средств радиоэлектронной борьбы (далее именуются - РЭБ) - фотографированием экранов радиолокационных прицелов и экранов наземных РЛС (в радиосетях управления государственной авиации - магнитофонной записью).
Установка громкоговорящих и телефонных каналов связи лицам ГРП, расчетам КП и ПН, необорудованных СОК ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

10. Объективный контроль подразделяется на оперативный, специальный и полный.

11. Оперативный контроль представляет собой проверку функционирования и работоспособности АТ, а также соблюдения условий безопасности полетов экипажем ВС для принятия решения о допуске ВС и экипажа ВС к полету.

12. Порядок проведения и объем оперативного контроля определяются руководствами по организации объективного контроля, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти, имеющими в подчинении подразделения государственной авиации.
На промежуточных аэродромах порядок проведения и объем оперативного контроля определяются должностным лицом, организующим перелет, если это не отражено в соответствующем руководстве по организации объективного контроля федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации.

13. Оперативный контроль осуществляется перед полетом, в полете и после полета (выключения двигателей) по информации СОК, установленных на борту ВС.

14. Оперативный контроль проводится:
а) специалистами подразделений обработки и анализа полетной информации в целях:
выявления отказов и отклонений в работе АТ (привлекаются специалисты ИАС в случае необходимости);
выявления нарушений экипажем ВС режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения;
выявления нарушений в эксплуатации АТ летным и инженерно - техническим составом (привлекаются специалисты ИАС в случае необходимости);
проверки полноты и последовательности выполнения экипажем ВС полетного задания;
б) командирами (начальниками) или лицами, назначенными командиром (начальником) авиационного подразделения, в целях:
анализа качества выполнения экипажем ВС полетного задания, эксплуатации систем и оборудования ВС;
выявления и определения причин нарушений полноты и последовательности выполнения полетного задания;
выявления инцидентов, связанных с нарушениями и ошибочными действиями летного состава и других членов экипажа ВС;
в) специалистами ИАС в целях выявления нарушений правил эксплуатации ВС в полете и выхода контролируемых параметров за эксплуатационные ограничения посредством БАСК или НУО ОПК непосредственно у ВС с последующей доставкой параметрической информации в подразделение обработки и анализа полетной информации.

15. Результаты оперативного контроля заносятся:
а) специалистами подразделений обработки и анализа полетной информации в Журнал учета результатов оперативного контроля информации БУР (форма Журнала приведена в приложении N 1 к Правилам) или формируются программами автоматизированной обработки в форме листов Журнала учета обработки информации БУР по летному составу (форма Журнала приведена в приложении N 2 к Правилам), Журнала учета обработки информации БУР по АТ (форма Журнала приведена в приложении N 3 к Правилам), Журнала учета обработки информации БУР на НУО (форма Журнала приведена в приложении N 4 к Правилам);
б) специалистами ИАС в журнал подготовки воздушного судна.
Все случаи нарушения правил эксплуатации ВС в полете и выхода контролируемых параметров за эксплуатационные ограничения, обнаруженные по средствам объективного контроля, доводятся до старшего инженера полетов (дежурного инженера) и руководителя полетов.

16. В случаях, когда руководствами по организации объективного контроля федеральных органов исполнительной власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации, определено проведение оперативного контроля по информации БУР общего назначения и БАСК после каждой посадки ВС с выключением двигателей, выпускать ВС или экипаж ВС в полет, до получения результатов проводимого контроля, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

17. Специальный контроль представляет собой углубленный контроль технического состояния АТ и выполнения экипажами ВС полетных заданий по данным БУР, БАСК, БУЗ, ФКП и ВКП, наземных штатных и нештатных средств регистрации, НУО параметрической и звуковой информации, проверку правильности ведения радиопереговоров членов экипажа ВС, ГРП, ПУ, центров ЕС ОрВД по записям бортовых и наземных магнитофонов.

18. Специальный контроль проводится по данным СОК в сроки и в объеме, определяемые командиром (начальником) авиационного подразделения в соответствии с требованиями руководства по организации объективного контроля соответствующего федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации.

19. На промежуточных аэродромах специальный контроль проводится в случаях отказов АТ, если для определения их причин требуются материалы объективного контроля, а также нарушений экипажем ВС режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения, выявленных по результатам оперативного контроля.

20. Специальный контроль проводится в целях:
установления причин отказов АТ, выявленных при проведении оперативного контроля или по замечаниям летного состава;
анализа специалистами ИАС работоспособности АТ после облета ВС, опробования авиационных двигателей техническим составом в сроки, установленные регламентом технического обслуживания;
анализа и оценки соответствующими должностными лицами выполнения полетных заданий по установленным нормативам, выявления инцидентов и ошибочных действий летного состава, ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД;
подготовки и обработки результатов испытательных (исследовательских) полетов;
прогнозирования состояния АТ;
проверки исправности и качества фотографирования бортовых и наземных ФКП и записи магнитофонов (диктофонов), установленных на пунктах управления полетами и на отдельных средствах связи, РТО и АСУ после предполетного облета радиотехнических систем.

21. Полный контроль проводится с целью определения причин авиационных происшествий (серьезных авиационных инцидентов) и инцидентов.

22. Порядок проведения и объем полного контроля определяет председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия (серьезного авиационного инцидента), а при расследовании инцидента - командир (начальник) авиационной части.

23. Включение БУР общего назначения является обязательным и осуществляется летным и наземным экипажем ВС в соответствии с эксплуатационной документацией перед запуском двигателя (наземной проверкой АТ), а выключение - после его остановки (окончания наземной проверки), если иной порядок включения и выключения БУР не определен правилами эксплуатации.

24. Включение БУР специального назначения, ФКП и ВКП производится в соответствии с полетным заданием летным и наземным экипажем ВС или по указанию руководителя полетов.

25. Разрешение на вскрытие и прослушивание наземных, бортовых магнитофонов, вскрытие контейнера с носителем и обработку зарегистрированной информации при авиационном происшествии (серьезном авиационном инциденте) дает председатель комиссии, производящей расследование, а при инцидентах - командир (начальник) авиационного подразделения.
Передачу сторонним организациям первичных носителей информации СОК и материалов объективного контроля, используемых при расследовании авиационного происшествия (серьезного авиационного инцидента) или инцидента, осуществлять только с письменного разрешения председателя комиссии или командира (начальника) авиационного подразделения.
Лица, виновные в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 ст. 97 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ.

26. При получении ВС из организаций - изготовителей, авиационных ремонтных заводов, а также других авиационных частей вместе с технической документацией принимаются циклограммы регистрируемых параметров, градуировочные характеристики (таблицы, графики), карты регистрации разовых команд на БУР общего назначения, материалы объективного контроля ознакомительного полета и облета, а также перечень регистрируемой информации на БУР специального назначения и БАСК.

27.Градуировочные работы проводятся в сроки и объемах, определенных регламентом технического обслуживания. В случае проведения регулировочных или ремонтных работ на любой системе, агрегате, параметры которых регистрируются БУР, необходимо проведение градуировочных работ датчиков, измеряющих эти параметры. Кроме того, градуировочные работы отдельных датчиков могут производиться по замечаниям летного состава, специалистов ИАС (после получения результатов обработки полетной информации) или специалистов групп обработки и анализа полетной информации.

28. При проведении летно - тактических учений (исследований) материалы объективного контроля предоставляются руководителю этих учений (исследований). Руководитель учений (исследований) определяет объем и сроки предоставления материалов объективного контроля. За своевременное предоставление и качество материалов объективного контроля отвечают командиры (начальники) авиационных подразделений, привлекаемых к учениям (исследованиям).

29. Летный состав, специалисты ИАС, ГРП, расчеты ПУ, центров ЕС ОрВД, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ должны знать возможности и технические характеристики СОК, грамотно их эксплуатировать, уметь анализировать материалы объективного контроля для оценки своих действий, действий подчиненных и работы АТ, средств радиолокации, связи, РТО и АСУ полетов.

30. ВС считается не подготовленным к полету, если штатные СОК неисправны, на них не выполнены регламентные и градуировочные работы и не установлены первичные носители информации.

31. ПУ считаются не готовыми, если штатные СОК неисправны, не заряжены носителями информации и на них не выполнены регламентные работы.

II. Организация объективного контроля

32. Командиры (начальники) авиационных подразделений и радиотехнических частей, частей связи и РТО, центров боевого управления авиацией (далее именуются - ЦБУ А) издают ежегодные приказы об организации объективного контроля в части.

33. Организация объективного контроля включает:
постановку задачи на использование СОК;
планирование работ по использованию материалов объективного контроля для проведения объективного контроля;
подготовку, обслуживание и применение СОК;
сбор и доставку первичных носителей информации СОК (копий информации) в группы обработки и анализа полетной информации, в фотолабораторию и т.п.;
обработку и дешифрирование данных с первичных носителей информации СОК;
анализ материалов объективного контроля при проведении оперативного, специального и полного контроля;
подготовку материалов объективного контроля для предварительного и полного разбора полетов.

34. Командир (начальник) авиационного подразделения при постановке задач руководящим должностным лицам на проведение полетов определяет особенности использования СОК.

35. Планирование работ по использованию материалов объективного контроля в авиационном подразделении осуществляют заместитель командира (начальника) авиационного подразделения и командиры подчиненных авиационных подразделений, при этом в плановой таблице полетов определяются полеты, по материалам которых и кому необходимо в межполетный период провести анализ качества выполнения полетного задания. Заместитель командира авиационного подразделения по инженерно - авиационной службе, в случае необходимости, определяет ВС, подлежащие специальному контролю, для включения в плановую таблицу полетов.
Эти полеты в плановой таблице полетов обозначаются следующим образом: правее условного знака, обозначающего полетное задание, проводится волнистая черта, над волнистой чертой ставится позывной командира, осуществляющего оперативный контроль качества выполнения данного полетного задания, а при специальном контроле ВС - индекс "КАТ" (контроль авиационной техники) и ответственное должностное лицо за проведение специального контроля.
По решению руководителя полетов (командира авиационного подразделения) в ходе полетов анализу качества выполнения полетных заданий могут быть подвергнуты и другие экипажи ВС. При наличии в авиационном подразделении автоматизированных НУО с программным обеспечением по контролю качества выполнения полетного задания контролю подвергаются все экипажи ВС с последующим анализом соответствующими командирами (начальниками).
Копия плановой таблицы полетов, подписанная начальником штаба авиационного подразделения, заблаговременно передается начальнику подразделения обработки и анализа полетной информации БУР общего назначения.

36. Исходными данными для планирования работ по использованию материалов объективного контроля являются:
основные задачи предстоящих полетов;
содержание и особенности полетных заданий;
документы, определяющие порядок использования НУО (настоящие Правила, руководства по организации объективного контроля федеральных органов исполнительной власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации, и другие);
наличие и состояние НУО.

37. Конкретную задачу начальнику подразделения обработки и анализа полетной информации на предстоящие полеты ставит заместитель командира авиационного подразделения с указанием особенностей контроля.

38. Порядок использования СОК, проведения оперативного, специального и полного контроля устанавливается настоящими Правилами и руководствами по организации объективного контроля федеральных органов исполнительной власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации.

39. Сбор первичных носителей информации СОК (копий информации) и своевременную доставку их в подразделения обработки и анализа полетной информации организуют командир (начальник) авиационно - технического подразделения (отряда) (заместитель командира (начальника) авиационного подразделения (авиационной эскадрильи) по инженерно - авиационной службе) или начальники подразделений обработки и анализа полетной информации.

40. На предварительном разборе полетов начальники подразделения обработки и анализа полетной информации, старший инженер полетов, командиры (начальники) подчиненных авиационных подразделений докладывают командиру (начальнику) авиационного подразделения о нарушениях полетных заданий летным составом, правил эксплуатации АТ и ее отказах, выявленных по материалам объективного контроля.

41. Командир (начальник) авиационного подразделения дает указания о проведении анализа материалов объективного контроля с ошибками летного состава и отказами АТ, определяет форму представления отчетных документов по результатам анализа к полному разбору полетов.

42. На полном разборе полетов командир (начальник) авиационного подразделения, используя результаты анализа материалов объективного контроля, разбирает ошибки летного состава, лиц ГРП и расчетов ПУ с подробным изложением методики исправления допущенных ошибок в выполнении полетного задания и эксплуатации АТ.

43. Анализ отказов в работе АТ и недостатков, имевших место при ее подготовке и эксплуатации на земле и в воздухе, выявленных по материалам объективного контроля, проводят заместитель командира авиационного подразделения по инженерно - авиационной службе, инженеры по специальностям.

44. Результаты анализа материалов объективного контроля обобщаются за месяц, квартал, год и используются командирами (начальниками) авиационных подразделений для выявления опасных факторов в летной работе и планирования профилактических мероприятий.

45. Фотосъемка экранов наземных РЛС на ПУ авиационных подразделений осуществляется:
на ПУ авиационного подразделения - на специально выделенных для этих целей радиотехническим подразделением выносных индикаторных устройствах;
на пунктах наведения (далее - ПН) - на рабочих местах офицеров боевого управления.
За техническое состояние СОК отвечает командир радиотехнического подразделения.

46. За обслуживание и содержание в постоянной готовности НУО, находящихся в подразделениях обработки и анализа полетной информации, отвечают начальники этих подразделений совместно с инженерами по специальностям.

47. За обслуживание и содержание в постоянной готовности средств объективного контроля, установленных на ПУ, отдельных средствах радиолокации, связи, РТО и АСУ, отвечают командиры (начальники) радиотехнических подразделений, частей связи, РТО и АСУ соответственно, а установленных на полигоне, - начальник полигона.

48. За своевременное включение (выключение) СОК, установленных на борту ВС, отвечает командир экипажа ВС, а установленных на ПУ, РСП, отдельных средствах связи, РТО и АСУ, РЛС, - старший расчета ПУ, руководитель полетов, руководитель зоны посадки, дежурный по связи и РТО соответственно.

49. Старшие расчетов ПУ и дежурный по связи и РТО за 30 минут до взлета (посадки) ВС докладывают руководителю полетов (дежурному по приему и выпуску ВС) о готовности и включении СОК с отметкой в рабочем журнале.

III. Обязанности должностных лиц
по проведению объективного контроля

50. Командир (начальник) авиационного подразделения:
отвечает за организацию объективного контроля в авиационном подразделении и допуск личного состава ИАС, подразделений обработки и анализа полетной информации к эксплуатации СОК;
ставит задачу своим заместителям, начальникам служб, командирам (начальникам) подчиненных авиационных подразделений, командиру части связи и РТО, командиру ртб (орлр) и начальнику ЦБУ А на организацию объективного контроля полетов;
оценивает по материалам объективного контроля качество выполнения полетных заданий и соблюдение мер безопасности заместителями и начальниками служб авиационного подразделения;
анализирует материалы объективного контроля с целью выработки мероприятий по предупреждению ошибок и инцидентов, совершенствованию методики обучения;
оценивает работу подчиненных авиационных подразделений и служб по применению СОК и использованию материалов объективного контроля.

51. Заместитель командира авиационного подразделения (начальник станции летных испытаний авиационного предприятия):
руководит работой подразделений обработки и анализа полетной информации, отвечает за подготовку личного состава подразделения и качество подготовки материалов объективного контроля;
организует работу по анализу материалов объективного контроля в целях оценки качества выполнения полетных заданий, а также по совершенствованию организации объективного контроля в авиационном подразделении;
ставит задачу начальникам подразделений обработки и анализа полетной информации;
осуществляет контроль за работой командиров (начальников) подчиненных авиационных подразделений и начальников служб по анализу материалов объективного контроля;
контролирует и оценивает по материалам объективного контроля качество выполнения полетных заданий командирами (начальниками) подчиненных авиационных подразделений;
анализирует и обобщает материалы объективного контроля по технике пилотирования, воздушной навигации и боевому применению, представленные к разбору полетов командирами (начальниками) подчиненных авиационных подразделений, начальниками служб, руководителями полетов, и докладывает их командиру (начальнику) авиационного подразделения;
организует сбор отчетных материалов по объективному контролю для отправки в специально уполномоченные органы, осуществляющие организацию деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью в федеральных органах исполнительной власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации;
разрабатывает предложения по устранению недостатков в летной работе, выявленных с помощью СОК, по совершенствованию методики обучения и мерам предупреждения инцидентов;
обучает руководящий летный состав практическому анализу материалов объективного контроля, умению выявить по ним ошибки в технике пилотирования и оценить качество выполнения полетного задания;
отвечает за оборудование класса и лаборатории объективного контроля.
Начальник станции летных испытаний авиационного ремонтного завода, кроме того, по материалам объективного контроля оценивает работоспособность АТ при испытаниях и облетах после ремонта и дает заключение о пригодности АТ к эксплуатации в авиационных подразделениях.

52. Заместитель командира авиационного подразделения по инженерно - авиационной службе (заместитель командира авиационного подразделения по вооружению, главный инженер авиационного предприятия):
организует эксплуатацию бортовых СОК;
организует оперативный и специальный контроль работоспособности АТ по материалам объективного контроля;
организует по заявкам экипажей ВС подготовку СОК к работе на ВС других авиационных подразделений, прилетающих на данный аэродром или работающих на нем в отрыве от мест постоянного базирования;
отвечает за обучение личного состава ИАС и подразделений обработки и анализа полетной информации грамотной эксплуатации СОК, за использование данных на первичных носителях информации СОК или их копий и материалов объективного контроля для анализа состояния АТ и правильности ее эксплуатации летным составом;
анализирует обобщенные материалы объективного контроля работы АТ, представляет материалы объективного контроля к разбору полетов командиру (начальнику) авиационного подразделения и разрабатывает мероприятия по предупреждению отказов АТ;
анализирует обобщенные материалы использования летным составом предельных режимов работы силовой установки и раз в неделю представляет их командиру (начальнику) авиационного подразделения;
лично по материалам объективного контроля разбирает с летным и инженерно - техническим составом наиболее характерные ошибки в эксплуатации АТ с анализом действий и подробным изложением методики исправления допущенных ошибок, разъясняет физическую сущность процессов.

53. Начальник штаба авиационного подразделения:
организует объективный контроль управления полетами;
назначает офицеров на ПУ противовоздушной обороны (далее именуется - ПВО) для регистрации и оценки эффективности преодоления ПВО и получения материалов объективного контроля;
контролирует порядок сбора и представления материалов объективного контроля для разбора полетов;
совместно с заместителями командира (начальника) авиационного подразделения участвует в обобщении и анализе материалов объективного контроля о качестве управления полетами, обеспечения полетов и в подготовке материалов для разбора полетов;
планирует выделение транспортных средств для своевременной доставки первичных носителей информации в подразделение обработки и анализа полетной информации;
организует работу фотолаборатории авиационного подразделения в интересах объективного контроля;
оценивает после разведки погоды по контрольным снимкам индикаторов РЛС и РСП (по качеству вывода информации на устройства отображения или носители) исправность и качество работы ФКП и других средств объективного контроля;
обеспечивает своевременную отправку материалов объективного контроля в соответствующие организации для их анализа;
анализирует и доводит до летного состава ошибки ведения радиообмена;
организует хранение материалов объективного контроля в авиационной части.

54. Старший штурман авиационного подразделения:
организует применение СОК по навигации и боевому применению, своевременную обработку полученной информации и отвечает за использование материалов объективного контроля для оценки выполнения полетных заданий по воздушной навигации, наведению, боевому применению и соблюдению при этом условий безопасности полетов;
осуществляет контроль за анализом материалов объективного контроля штурманским составом и за правильностью оценки выполнения полетных заданий;
оценивает по материалам объективного контроля качество выполнения полетных заданий штурманами подчиненных авиационных подразделений, а также качество воздушной навигации и боевого применения экипажей заместителей командира (начальника) авиационного подразделения, командиров (начальников) подчиненных авиационных подразделений и их заместителей;
анализирует и представляет заместителю командира (начальника) авиационного подразделения материалы объективного контроля к полному разбору полетов;
разрабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию организации и методики использования материалов объективного контроля;
контролирует правильность оформления, учета и хранения документации по объективному контролю на ПУ и у штурманов подчиненных авиационных подразделений;
обучает руководящий летный состав грамотному использованию в полете СОК специального назначения, практическому анализу материалов объективного контроля и умению оценивать выполнение полетных заданий по воздушной навигации и боевому применению.

55. Начальник воздушно - огневой и тактической подготовки авиационного подразделения:
организует применение СОК и отвечает за использование материалов объективного контроля для оценки выполнения полетных заданий по боевому применению стрелково - пушечного и ракетного вооружения ВС и соблюдение условий безопасности полетов;
оценивает правильность выполнения полетных заданий по материалам объективного контроля на воздушный бой, перехват, стрельбу по воздушным и наземным целям;
анализирует и представляет заместителю командира (начальника) авиационного подразделения материалы объективного контроля к полному разбору полетов;
разрабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию организации и методики использования материалов объективного контроля боевого применения стрелково - пушечного и ракетного вооружения;
обучает руководящий летный состав практическому анализу и умению проводить по материалам объективного контроля оценку выполнения полетных заданий по боевому применению стрелково - пушечного и ракетного вооружения.

56. Заместитель командира (начальника) авиационного подразделения по радиоэлектронной борьбе (начальник радиоэлектронной борьбы авиационного подразделения):
организует объективный контроль применения средств РЭБ ВС и обработку материалов объективного контроля;
оценивает качество выполнения полетных заданий экипажами ВС по материалам объективного контроля и докладам представителей авиационных подразделений на средствах ПВО;
анализирует и представляет заместителю командира (начальника) авиационного подразделения к полному разбору полетов материалы объективного контроля о качестве выполнения полетных заданий по применению средств РЭБ;
докладывает начальнику штаба авиационного подразделения о создании помеховой обстановки для тренировки расчетов ПУ;
разрабатывает рекомендации и предложения по дальнейшему совершенствованию методики использования СОК и материалов объективного контроля;
обучает представителей авиационных подразделений, направляемых на радиолокационные посты и комплексы ПВО, проведению объективного контроля и оценке качества выполнения полетных заданий по РЭБ.

57. Инженер авиационного подразделения по специальности:
организует эксплуатацию и содержание в исправном состоянии бортовых СОК и средств обработки полетной информации, обеспечивает своевременную градуировку каналов регистрации БУР (организация эксплуатации БУР общего назначения и наземных устройств обработки их информации возлагается на инженера по авиационному оборудованию, а БУР специального назначения и НУО их информации - на инженеров соответствующей специальности по принадлежности систем и комплексов);
организует проведение анализа работоспособности АТ по своей специальности;
лично проводит анализ материалов объективного контроля при облетах, контрольных и ознакомительных полетах АТ, при отказах, неисправностях, замечаниях летного состава и нарушениях правил ее эксплуатации;
разрабатывает по обобщенным материалам объективного контроля мероприятия по предупреждению отказов АТ и инцидентов, устранению недостатков в работе экипажа ВС с оборудованием и системами ВС;
оказывает помощь начальнику подразделения обработки и анализа полетной информации в устранении отказов и неисправностей НУО полетной информации;
обучает летный и инженерно - технический состав, личный состав подразделения обработки и анализа полетной информации грамотной эксплуатации СОК, НУО и использованию материалов объективного контроля для анализа состояния АТ.

58. Начальник командного пункта авиационного подразделения:
организует использование СОК на командном пункте авиационного подразделения;
организует проверку качества фотографирования экранов РЛС перед началом полетов, маркировку фотопленок и ведение журнала контрольных снимков экранов РЛС, а также проверку качества вывода информации на отображение или носители при использовании других СОК;
анализирует и представляет начальнику штаба авиационного подразделения к полному разбору полетов материалы объективного контроля о качестве выполнения полетных заданий экипажами ВС, о работе расчета командного пункта (пункта наведения) и радиотехнических средств обеспечения полетов;
организует обучение личного состава командного пункта использованию материалов объективного контроля для анализа действий расчетов при управлении летными экипажами в воздухе.

59. Начальник связи и радиотехнического обеспечения полетов авиационного подразделения:
организует объективный контроль радиообмена в воздушных радиосетях, переговоров по громкоговорящей связи и телефонам лиц ГРП и расчетов ПУ;
организует объективный контроль внутренних переговоров лиц ГРП, расчетов ПУ;
осуществляет объективный контроль постановки задач на полеты и предполетных указаний;
организует перед полетами контроль качества записи и воспроизведения радиообмена и служебных переговоров лиц ГРП и расчетов ПУ, правильности маркировки пленки и записи сигналов точного времени с отметкой в Журнале учета магнитофонных записей (форма Журнала приведена в приложении N 5 к Правилам);
анализирует и представляет начальнику штаба авиационного подразделения материалы объективного контроля о соблюдении летным составом, лицами ГРП и ПУ установленных правил радиообмена и использования РТС при выполнении полетных заданий.

60. Руководитель полетов:
контролирует лично и через специалистов ГРП готовность к работе СОК, установленных на ПУ, РЛС, РСП и других средствах связи, РТО и АСУ полетов;
дает указания ГРП о порядке использования СОК;
готовит совместно с ГРП, начальниками служб авиационного подразделения и группой обеспечения полетов заместителю командира (начальника) авиационного подразделения материалы объективного контроля к полному разбору полетов;
представляет начальнику штаба авиационного подразделения замечания по качеству управления полетами.

61. Начальник центра ЕС ОрВД (начальник смены):
организует использование СОК проводки групп и одиночных ВС при получении доклада экипажа ВС или расчета центра ЕС ОрВД об опасном сближении воздушных судов различных ведомств, а также при обнаружении расчетом центра ЕС ОрВД нарушения режима полета ВС, находящегося в данном районе ЕС ОрВД;
организует контроль за документированием информации на рабочих местах диспетчеров центра ЕС ОрВД, оснащенных соответствующим оборудованием;
организует обработку экспонированной фотопленки в фотолаборатории предприятий гражданской авиации по месту дислокации центра ЕС ОрВД и ее подготовку к передаче по заявкам командиров (начальников) авиационных подразделений;
анализирует действия летного состава и расчета центра ЕС ОрВД при перелетах групп или одиночных ВС, находящихся под непосредственным управлением;
контролирует исправность СОК по снимкам экранов РЛС, магнитофонным записям переговоров с экипажами ВС и лицами дежурной смены (терминалам комплексов синхронного документирования);
ставит задачу по согласованию с заинтересованными штабами расчету центра ЕС ОрВД на организацию объективного контроля управления воздушным движением при проведении учений, организует учет передачи обработанных материалов объективного контроля в заинтересованные подразделения.

62. Руководитель зоны посадки:
осуществляет объективный контроль каждого захода ВС на посадку фотографированием экранов посадочного радиолокатора РСП;
отвечает за своевременное включение (выключение) фотоаппарата, маркировку фотопленки, доставку экспонированной фотопленки на обработку после окончания летной смены, ведение журнала контрольных снимков экрана РСП.

63. Руководитель дальней зоны:
принимает доклад о работоспособности и включении СОК перед разведкой погоды;
проводит проверку качества фотографирования экранов РЛС перед началом полетов;
дает указание на изменение времени экспонирования экранов РЛС;
готовит совместно с ГРП материалы объективного контроля к полному разбору полетов.

64. Руководитель ближней зоны:
контролирует исправность СОК по снимкам экранов диспетчерского радиолокатора и магнитофонным записям переговоров с экипажами ВС перед полетами;
готовит совместно с ГРП материалы объективного контроля к полному разбору полетов.

65. Командир (начальник) подчиненного авиационного подразделения (авиационной эскадрильи):
отвечает за организацию объективного контроля в подчиненном ему авиационном подразделении (авиационной эскадрилье);
планирует проведение анализа качества выполнения полетных заданий летным составом подчиненного ему авиационного подразделения (авиационной эскадрильи);
определяет формы представления материалов объективного контроля для полного разбора полетов летного состава подчиненного ему авиационного подразделения (авиационной эскадрильи);
ставит задачу своим заместителям и командирам подчиненных ему авиационных подразделений (авиационных звеньев, отрядов) по организации и проведению объективного контроля за действиями летного состава и работой АТ в полете, исходя из особенностей выполнения упражнений по установленным нормативам;
анализирует и оценивает по материалам объективного контроля выполнение полетных заданий и соблюдение условий безопасности полетов своими заместителями и командирами подчиненных ему авиационных подразделений (авиационных звеньев, отрядов);
контролирует правильность оформления отчетной документации по объективному контролю у своих заместителей;
отвечает за уровень знаний и практических навыков анализа материалов объективного контроля у своих заместителей и командиров подчиненных ему авиационных подразделений (авиационных звеньев, отрядов);
организует теоретические и практические занятия с летным составом по методике дешифрирования и использованию материалов объективного контроля для анализа полетов.

66. Заместитель командира (начальника) подчиненного авиационного подразделения (авиационной эскадрильи):
проводит анализ качества выполнения полетных заданий командирами подчиненных ему авиационных подразделений (авиационных звеньев, отрядов) и выборочно летного состава подчиненного авиационного подразделения;
анализирует и готовит командиру подчиненного авиационного подразделения к разбору полетов материалы объективного контроля о качестве выполнения полетных заданий и предложения по устранению недостатков в воздушной натренированности летного состава;
осуществляет контроль за работой командиров подчиненных авиационных подразделений (авиационных звеньев, отрядов) по анализу материалов объективного контроля;
оказывает помощь начальнику воздушно - огневой и тактической подготовки авиационного подразделения в оценке по материалам объективного контроля полетных заданий летным составом подчиненного авиационного подразделения на воздушный бой, перехват, стрельбу по воздушным и наземным целям;
контролирует правильность оформления отчетной документации по объективному контролю командирами подчиненных авиационных подразделений (авиационных звеньев, отрядов).

67. Командир подчиненного авиационного подразделения (авиационного звена, отряда):
анализирует и оценивает по материалам объективного контроля выполнение полетных заданий и соблюдение условий безопасности летным составом подчиненного авиационного подразделения (авиационного звена, отряда);
анализирует и готовит заместителю командира подчиненного авиационного подразделения к разбору полетов материалы объективного контроля о качестве выполнения полетных заданий и предложения по устранению недостатков в воздушной натренированности летного состава подчиненного авиационного подразделения (авиационного звена, отряда);
отвечает за своевременность и полноту заполнения отчетной документации по объективному контролю летчиками подчиненного авиационного подразделения (авиационного звена, отряда) и их знание методики дешифрирования, обработки и анализа материалов объективного контроля.

68. Командир воздушного судна:
проверяет исправность и своевременно включает (выключает) СОК на ВС;
анализирует выполнение полетных заданий по материалам объективного контроля;
своевременно заполняет отчетную документацию по объективному контролю.

69. Командир части (подразделения) связи и радиотехнического обеспечения:
отвечает за содержание в постоянной готовности СОК, установленных на ПУ и отдельных средствах связи, РТО и АСУ, а также за своевременное выполнение технического обслуживания;
организует подготовку и допуск личного состава к эксплуатации СОК на средствах связи, РТО и АСУ;
отвечает за своевременную доставку кассет с экспонированной фотопленкой в фотолабораторию на обработку, получение снаряженных и опечатанных кассет, за хранение и учет магнитофонных записей.

70. Командир радиотехнического батальона (отдельной радиолокационной роты) обязан:
обеспечить выносной индикаторной аппаратурой специально оборудованное рабочее место на ПУ авиационной части для фотографирования экранов РЛС и поддерживать ее в технически исправном состоянии;
содержать в постоянной готовности СОК, установленные на РЛК (РЛС), своевременно проводить их техническое обслуживание;
осуществлять подготовку и допуск личного состава к эксплуатации СОК;
в ходе обеспечения полетов организовать применение средств объективного контроля в соответствии с требованиями руководящих документов.

71. Обязанности других должностных лиц по организации объективного контроля определяются в соответствующих руководствах по организации объективного контроля федеральных органов исполнительной власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации.

IV. Учет и хранение первичных носителей
информации и материалов объективного контроля

72. Все первичные носители информации и материалы объективного контроля маркируются с указанием даты полетов, учетного опознавательного знака (бортового номера) ВС, фамилии командира ВС, номера упражнения, порядкового номера полета в летную смену. На материалах могут указываться и другие данные, необходимые для дешифрирования и анализа.
Магнитофонные ленты перед началом записи маркируются устно с записью даты полетов, отсчета времени, фамилии лица, ответственного за данную запись, и номера магнитофона (кассеты). Маркировка ленты с отсчетом времени выполняется в начале каждого получаса регистрации информации устно, с записью в журнале учета магнитофонных записей, либо автоматически с помощью специальных устройств.
Первичные носители информации и материалы объективного контроля маркируются специалистами, ответственными за эксплуатацию СОК.

73. За организацию учета и хранения магнитофонных лент с магнитофонов (диктофонов), установленных на ПУ аэродромов (полигонов), а также на отдельных средствах связи, РТО и АСУ, отвечает командир части (подразделения) связи и РТО (начальник полигона). Учет магнитофонных записей полетов (перелетов) ведется в журнале учета магнитофонных записей.

74. Фотопленки объективного контроля, требующие лабораторной обработки, направляются в фотолабораторию (лабораторию объективного контроля), где каждая пленка учитывается в Журнале учета материалов объективного контроля, поступающих на обработку в лабораторию объективного контроля (форма Журнала приведена в приложении N 6 к Правилам) или в Журнале приема и выдачи фотоматериалов КП и РСП (форма Журнала приведена в приложении N 7 к Правилам).

75. Материалы объективного контроля полетов, за исключением магнитофонных записей, аэрофильмов и фотоснимков, хранятся в течение последующего календарного года, а затем уничтожаются в установленном порядке.
Срок хранения магнитофонных записей, аэрофильмов и фотоснимков устанавливается командиром (начальником) авиационного подразделения (не менее 3 суток).

76. Материалы объективного контроля, подтверждающие проведение облета, контрольного или ознакомительного полета, после их анализа руководящим инженерно - техническим составом хранятся по номерам ВС в авиационно - техническом и технико - эксплуатационном подразделениях в специальных секционных шкафах до проведения очередного однотипного облета, а материалы контрольного и ознакомительного полетов - до очередного облета после выполнения регламентных работ.
На авиационном ремонтном заводе материалы объективного контроля каждого испытательного полета хранятся с делом ремонта ВС по сроку его хранения.

77. Материалы объективного контроля лидерных и специально выделенных ВС направляются в специально уполномоченные органы, осуществляющие организацию такой деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью в федеральных органах исполнительной власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации.

78. Фотопленки (ленты) бортовых устройств регистрации, сигналограммы, бароспидограммы, графики параметров, ленты самописцев учебных ракет, пленки ФКП хранятся в специальных секционированных шкафах в классе объективного контроля и выдаются для работы с ними с отметкой в Журнале выдачи материалов объективного контроля (форма Журнала приведена в приложении N 8 к Правилам).

79. Аэрофильмы и фотоснимки (негативы, позитивы), полученные в процессе боевой подготовки и на учениях, не представляющие практической ценности и не входящие в число необходимых отчетных документов для присвоения или подтверждения квалификационной категории личного состава, уничтожаются с разрешения начальника штаба авиационного подразделения.

80. Фотоматериалы, по которым оценивалось качество выполнения упражнений (полетных заданий), засчитанных для присвоения квалификационной категории, хранятся в авиационном подразделении в течение одного года со дня ее присвоения, а для подтверждения - до очередной проверки ее подтверждения.

81. Градуировочные пленки, таблицы (графики), сигналограммы, карты регистрации разовых команд, а также материалы объективного контроля состояния АТ после выполнения регламентных работ и опробования авиационных двигателей хранятся в технико - эксплуатационном подразделении по бортовым номерам ВС до выполнения очередной градуировки и аналогичных регламентных работ.

82. Командиру (начальнику) авиационного подразделения и начальникам служб разрешается своим решением продлевать срок хранения учебных материалов объективного контроля с целью использования их при проведении занятий или оборудования классов и лабораторий объективного контроля. Примерные требования к оборудованию классов и лабораторий объективного контроля приведены в приложении N 9 к Правилам.

83. Все работы по учету и хранению секретных материалов объективного контроля производятся в соответствии с действующим законодательством и негативными правовыми актами по защите государственной тайны.

ПРИЛОЖЕНИЯ

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru