О проекте

Контакты

Новости
Военное право
Военное право

Льготы военнослужащих

 

Решение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 5.04.2001г. Дело ВКПИ01-14

По заявлению Ю. о признании незаконным постановления Правительства РФ от 19 декабря 1997 года № 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба».

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда РФ генерал- лейтенанта - юстиции Яськина В.А. при секретаре старшем лейтенанте юстиции Безнасюке А.С., с участием заявителя подполковника юстиции Юшкова С.В., представителей Правительства РФ полковника Романова О.А. и майора юстиции Морозова С.В., а также военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юшкова С.В. о признании незаконным постановления Правительства РФ от 19 декабря 1997 года № 1598.
установил:

19 декабря 1997 года в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию» (далее Закон №114-Ф3) Правительство РФ издало постановление №1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба» (далее Постановление №1598).

Частью 1-й пункта 1 этого Постановления установлено, что разрешение на выезд из Российской Федерации военнослужащим дается Министром обороны РФ и руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, или уполномоченными ими лицами.

Согласно пункту 2 Постановления № 1598 документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, по которым военнослужащий осуществляет выезд из Российской Федерации (паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка), оформляются на основании справки, выдаваемый воинскими частями и учреждениями.

Абзацами 3 и 4 пункта 3 Постановления № 1598 предписано Министру обороны РФ и федеральным органам исполнительной власти определить перечни воинских частей, организаций и учреждений, наделенных полномочиями выдавать справки и установить порядок получения документов, по которым военнослужащий осуществляет выезд за границу, а также порядок сдачи и последующего хранения этих документов, выдаваемых военнослужащим, осведомленным в сведениях, составляющих государственную тайну.

С.В.Юшков просит признать Постановление № 1598 в этой части незаконным и не действующим с момента принятия, утверждая, что оно ограничивает его конституционные права на свободный выезд за границу и обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях, проживающих в Литовской Республике.

По его мнению, часть первая пункта 1 Постановления № 1598 противоречит ст. ст. 2 и 15 Закона РФ № 114-Ф3, поскольку согласно ст.2 гражданин РФ не может быть ограничен в праве выезда из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном этим законом, а статья 15 предусматривает исчерпывающий перечень ограничений, в числе которых возможность временного запрета на выезд за границу лишь в отношении граждан, допущенных к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне. Поэтому предоставление частью 1 Постановления № 1598 Министру обороны РФ и уполномоченным им лицам права не разрешать выезд из Российской Федерации военнослужащим, допущенным к сведениям со степенью секретности не выше «секретно», является незаконным.

Юшков С.В. также считает, что пункт 2 и абзац 3 пункта 3 Постановления № 1598 противоречит ст. 9 Закона № 114, которая не предусматривает представления какой- либо справки, а абзац 4 пункта 3 – статьям 6,8,9 и 18 Закона № 114-ФЗ, которыми установлен порядок оформления, выдачи, передачи на хранение и изъятия документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за границей.

Заслушав объяснения заявителя Юшкова С.В., поддержавшего свое заявление, представителей Правительства РФ Романова О.А. и Морозова С.В., возразивших против удовлетворения заявления, и заключение военного прокурора Тумбасова А.А., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, Военная коллегия находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Применительно к закрепленному в ч. 2 статьи 27 Конституции РФ праву на свободный выезд за границу такое ограничение установлено не только ст. 15, но и статьей 19 Закона № 114-Ф3.

Как указано в статье 19 Закона № 114–ФЗ, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в самом Законе № 114-ФЗ для военнослужащих в отличие от других граждан установлено, что без разрешения командования они не вправе выехать из Российской Федерации.

При этом законодатель не связывает возможность отказа в разрешении на выезд за границу лишь с обстоятельствами, указанными в статье 15 закона № 114-ФЗ.

Согласно статье 6 Закона РФ «О статусе военнослужащих», право на свободу передвижения военнослужащими реализуется с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы.

В соответствии со статьей 6 Закона РФ « О статусе военнослужащих» и статьей 243 Устава внутренней службы для выезда военнослужащих даже за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, необходимо разрешение командования.

Как указано в статье 19 Закона № 114-ФЗ, порядок оформления разрешения на выезд военнослужащего из Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

Действуя в пределах предоставленных законодателем полномочий, Правительство и издало рассматриваемое Постановление № 1598.

Содержащиеся в оспариваемых пункте 2 и абзаце 3 пункта 3 указание о необходимости представления справки и поручение Министру обороны РФ и федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определить перечни воинских частей, наделенных полномочиями выдавать эти справки, относятся к вопросам порядка оформления разрешения на выезд, а следовательно, разрешены Правительством РФ в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 19 Закона № 114-ФЗ.

Не противоречит законодательству РФ и оспариваемый абзац 4 пункта 3 Постановления № 1598, поскольку не содержит каких-либо указаний о том, что порядок получения, сдачи и хранения документов, по которым военнослужащий осуществляет выезд из Российской Федерации, должен отличаться от порядка, установленного Законом № 114-ФЗ. Кроме того, этот абзац требует установить порядок сдачи и хранения упомянутых документов лишь военнослужащих, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну.

Это требование согласуется со статьей 18 Закона № 114-ФЗ, согласно которой в случае ограничения выезда гражданина РФ в связи с допуском к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, его паспорт подлежит передаче на хранение до истечения срока временного ограничения.

Изложенное свидетельствует, что Постановление № 1598 соответствует действующему законодательству, регламентирующему выезд военнослужащих за границу, а следовательно, не ограничивает право заявителя и других военнослужащих на выезд из Российской Федерации и обязанность Юшкова С. В. заботиться о нетрудоспособных родителях.

Руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

Отказать Юшкову Сергею Васильевичу в удовлетворении требований о признании незаконными и недействующими части первой пункта 1, пункта 2, абзацев третьего и четвертого пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года № 1598 «О порядке оформления разрешений на выезд из Российской Федерации военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба».

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения.

©  Харитонов С.С. О проекте | Контакты | Карта сайта | Новости Военного права
Rating@Mail.ru